Губернатор Александр Дрозденко планирует в нынешнем году развивать в Ленинградской области «идеологию семьи». Фото с сайта www.lenobl.ru
Петербург и Ленинградскую область нельзя назвать молодыми регионами. Лишь четверть петербуржцев относится к возрасту 14–30 лет, в районах Ленобласти молодежи еще меньше – от 14 до 18%. В обоих регионах есть комитеты по молодежной политике, ежегодно вырабатывающие десятки программ по воспитанию подведомственного контингента.
Судя по отчетам, преступность в молодежной среде неуклонно снижается. Самое большое снижение зафиксировано в 2014 году, когда число стоящих на учете несовершеннолетних правонарушителей в Петербурге сократилось на треть и составило 2 тыс. Но полицейские сводки по-прежнему полны сообщений о грабежах и драках с участием молодых людей, часто на почве наркомании и алкоголизма. Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко видит возможность исправить ситуацию. «Наша задача в этом году – поднять идеологию семьи и сделать ее приоритетной у нас, в Ленинградской области, на уровне идеологии патриотизма, а также поддержать сложные семьи, которым, возможно, сейчас особо непросто», – недавно заявил он.
В 2016 году федеральное правительство выделит 29 млн руб. на жилищную помощь молодым семьям Ленинградской области, Петербургу – 134 млн руб. Очередь же на субсидию исчисляется тысячами, при нынешних ценах за квадратный метр всем желающим денег не хватит.
С патриотическим воспитанием несколько проще. Так, недавно для детей разработали маршрут «Дорога жизни – Дорога в будущее» с элементами игры, для семей – «Дорога жизни – Дорога памяти поколений» в форме культурного ориентирования, для молодежи – квест «Дорога жизни – Дорога отважных», а спортсменам – марш-бросок «Дорога жизни – Дорога сильных». Общество, правда, не оценило бодрые квесты на «Дороге жизни», связывавшей блокадный Ленинград с Большой землей ценой многих жертв. По этой дороге, как известно, вывозились умирающие от голода люди под бомбежками, где грузовики порой проваливались под лед. «Это такое будущее готовят нашим детям?» – вопрошают в сетях скептики.
Власти всячески вовлекают молодое поколение в заботы о государстве. Правда, ни в городе, ни в области толком не прижились так называемые молодежные парламенты, но вместо них на сайтах молодежных комитетов отражены другие формы молодежной жизни – например, Молодежная коллегия в Питере и Молодежное правительство в Ленобласти.
Если говорить о неких социальных лифтах для молодежи, бесспорно, ничто не может сравниться с питерской «Молодой гвардией «Единой России». Из ее лона в былые годы вышел псковский губернатор Андрей Турчак, его пример вдохновляет тех «молодогвардейцев», которые пока в некотором количестве попали в муниципальные депутаты, но планов у них громадье. Так, купчинский муниципал Михаил Черепанов координирует весь Северо-Запад, проводит встречи в Ленобласти, Пскове и Новгороде и собирается на ближайших выборах запустить множество «молодогвардейцев» в региональные парламенты.
Исполнительная власть тоже держит в своих рядах молодых чиновников, правда, пока не очень много. Так, молодежным комитетом одно время руководил 24-летний Никита Александров, но он пошел оттуда в армию, об этом сообщали многие медиа. А вот руководитель аппарата питерского губернатора 33-летний Давид Адамия не любит публичности. Возможно, поэтому медиасфера на него сердится и время от времени появляются догадки и инсинуации – например, о том, что он не служил в армии и является фактическим владельцем нескольких ресторанов, притом что на госслужбе должны работать отслужившие и не владеющие бизнесами.
Вне «Единой России» в политработу еще лет 10 назад стремились не только романтики, но и юные карьеристы, рассчитывавшие в условиях демократии и многопартийности добиться успеха. Сейчас тоже есть и «Молодежное «Яблоко», и «Молодежный ПАРНАС». В уличных акциях процент 18–30-летних людей довольно высок, но особых дивидендов молодые активисты не ждут, а, наоборот, привыкли к задержаниям, допросам и отчислениям из вузов. Это касается не только юных либералов, но и юных националистов, действующих вовсе в несистемном поле в условиях разгрома легальных зарегистрированных структур. Участники таких массовых общественных движений, как «Наблюдатели Петербурга» или «Красивый Петербург», тоже в основном молоды. В Ленинградской области молодежной оппозиционной активности особо не заметно, и областные ребята в основном прибиваются к питерским.
Санкт-Петербург