Фото пресс-службы губернатора Красноярского края
В Красноярском крае крайне сложно выявить общий «проблемный» знаменатель в силу сильного различия между территориями, которые составляют этот огромный регион. Например, на северных территориях люди страдают от отсутствия элементарных госуслуг, а в сельских районах «материковой части» многие жалуются на проблемы с некачественной питьевой водой. Впрочем, социологические опросы на протяжении многих лет выявляют одних и тех же лидеров в проблемной сфере: плохие дороги, низкое качество жилищно-коммунальных услуг, рост цен и тарифов и т.п.
Вечной проблемой Красноярья, которая касается больше экономической сферы, является ее сырьевая зависимость и засилье крупных компаний. «Стратегическая проблема региона – высочайшая монополизация экономики, которая досталась нам в наследство от советской эпохи. В крае правят бал крупные компании и естественные монополии. Чтобы выжить, с ними вынуждены аффилироваться многие средние компании и «малыши», – говорит директор Института экономики Сибирского федерального университета, депутат горсовета Красноярска Евгения Бухарова. – Эта однобокость региональной экономики сдерживает развитие края. Вряд ли в ближайшее время положение радикально изменится, поскольку налоговое законодательство России во многом культивирует именно монополистическую модель экономики».
Хронической проблемой можно назвать и «феодальную раздробленность» красноярской элиты. Недавняя губернаторская кампания в очередной раз подчеркнула разъединенность красноярского политического класса. «Чужак» Виктор Толоконский с огромным перевесом победил местных конкурентов. Именно слабость местной элиты многие эксперты называют одной из главных проблем Красноярья.
«Несостоятельность красноярской номенклатуры очевидна на фоне других сибирских регионов. Победа «варяга» за явным преимуществом на губернаторских выборах, например в Новосибирской, Кемеровской или Иркутской областях, практически невозможна. Там местная элита сопротивлялась бы до последнего. В крае же в постсоветскую эпоху мы видим постоянный раздрай в правящем классе, чем и пользуются пришлые политики, – говорит политолог Сергей Комарицын. – Сегодня ключевые решения, которые касаются стратегических перспектив региона, принимают люди без красноярских корней, и эта практика уже никого не удивляет».
«Красноярцы уже много лет никак не могут обрести одну идеологическую платформу для прочного союза. Объединяются только перед лицом явного врага, как это было во времена Александра Лебедя. Возможно, это объясняется тем, что мы все очень разные. Но в этом не только наша слабость, но и сила, – полагает депутат Заксобрания, эсэр Олег Пащенко. – Еще одна серьезная проблема – постоянно снижающееся качество элиты. Еще с советских времен идет постоянное вымывание из края наших лучших управленцев. Практически всех их забирает Москва, хотя, думаю, это проблема не только Красноярского края».
Красноярск