Электронное правительство – система электронного документооборота государственного управления, способ предоставления информации и оказания государственных услуг, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии. Чтобы, например, можно было подавать налоговую декларацию или оформить субсидию, не выходя из дома. Чтобы базы данных различных ведомств были совместимы и могли обмениваться информацией. Разговоры об актуализации внедрения электронного правительства в России идут уже более 10 лет.
«НГ-политика» решила проанализировать, в каком контексте упоминалось электронное правительство в федеральной прессе за последние 10 лет – с 2003-го по сегодняшний день. На основе сообщений в федеральных СМИ были выявлены характеры информационных поводов и их количество за обозначенный период.
Идея внедрения электронного правительства впервые прозвучала в 2001 году, тогда же было принято решение о разработке программы и было составлено распоряжение правительства РФ. В 2002 году была принята ранее разработанная федеральная целевая программа «Электронная Россия. 2002–2010 годы». В 2003 году результаты опроса, проведенного ВЦИОМом на тему «Электронная Россия», показали, что более половины россиян ничего о ней не знают. А в 2004 году, по данным социологов, менее 3% россиян хотели бы общаться с государством посредством компьютеров и сетей передачи данных.
Пионером в области разработки проекта «Электронное правительство» стал Татарстан. В 2005 году в Казани заработала электронная площадка, на которой правительство Татарстана отрабатывало внедрение интернет-проектов по оказанию госуслуг. Однако в целом по стране государственная информационно-технологическая структура, даже по оценкам самих чиновников, оставляла желать лучшего.
Чиновники по-прежнему предпочитали новейшим технологиям старые и надежные бумажные носители. К сетям обмена электронными данными в госструктурах тогда были подключены только 35% персональных компьютеров. А доступ к Всемирной паутине имели не более 1% сотрудников всех федеральных органов власти.
В декабре 2006 года в Нижнем Новгороде президент Владимир Путин поставил задачу создать в 2010 году электронное правительство. В августе 2007 года министр связи Леонид Рейман представил проект концепции электронного правительства. Перед государственными органами была поставлена задача сформировать единый реестр оказываемых услуг.
В марте 2008 года ООН опубликовала рейтинг, по которому Россия как страна, готовая к внедрению электронного правительства, оказалась на 60-м месте из 192 стран мира.
В 2009 году теперь уже глава правительства Владимир Путин подписал распоряжение о назначении единым оператором электронного правительства «Ростелекома», контролируемого «Связьинвестом». Тогда же Путин утвердил изменения в ФЦП «Электронная Россия» до конца 2010 года. Из выделенного на ФЦП бюджета в 5,85 млрд. руб. более
2 млрд. руб. причитались «Ростелекому». В том же году на совещании по вопросу развития государственных услуг по принципу «одного окна» в Минэкономразвития речь шла о том, что практически реализовать проект можно только с помощью ФГУП «Почта России».
15 декабря 2009 года заработал единый интернет-портал электронного правительства www.gosuslugi.ru, который был призван пока только информировать о госуслугах. Количество сообщений в СМИ о запуске портала превысило 160 пунктов и достигло пика за обозреваемый период.
В апреле 2010 года президиум Совета при президенте по развитию информационного общества под председательством главы администрации президента Сергея Нарышкина перенес на неопределенный срок сдачу системного проекта инфраструктуры электронного правительства.
В ноябре того же года на заседании Совета по региональной информатизации, которое прошло с участием главы Минкомсвязи Игоря Щеголева, было объявлено, что в регионах появятся центры общественного доступа к электронному правительству – инфоматы (электронные терминалы). Инфоматы – это устройства, которые позволяют получить доступ к Единому порталу государственных и муниципальных услуг каждому гражданину. На данный момент они установлены в регионах России: в Красноярском крае, Белгородской области, Алтайском крае и некоторых других.
В конце 2010 года были подведены итоги первого года работы Единого портала госуслуг. «Пока, на первом этапе, упор делается на обмен информацией между госструктурами. Эту стадию можно будет окрестить термином «электронное государство», – резюмировал директор проекта «Электронное правительство» компании «Ростелеком» Валерий Зубаха. – И уже за ним последует «электронное общество», когда взаимодействовать посредством информационных технологий будут буквально все – государство, граждане и частные компании». Количество сообщений в прессе превысило 80 пунктов.
В декабре 2011 года правительство опубликовало новую версию госпрограммы «Информационное общество» на 2011–2020 годы, утвержденной год назад. Госпрограмма, которую предстояло выполнять под руководством Минсвязи, была радикально переписана: если в прежней версии Белый дом скорее интересовали граждане в информационном пространстве и электронное правительство, то теперь – в основном интересы госструктур и решение проблем работы государства в технологически развивающемся обществе.
В мае 2012 года, после инаугурации Владимира Путина, глава кабинета министров Дмитрий Медведев объявил, что намерен сделать свое правительство более чутким к нуждам граждан: в нем появятся несколько человек из открытого правительства, а бюрократические препоны будут побеждены форсированным введением в строй электронного правительства. Министром связи взамен отправленного в отставку Игоря Щеголева стал специалист по электронному правительству Николай Никифоров, к слову, самый молодой министр правительства РФ. Перед ним была поставлена задача завершить создание электронного правительства, начатое еще его предшественником.
В протоколе совещания у вице-премьера – главы аппарата правительства Владислава Суркова, состоявшегося 12 сентября 2012 года, было объявлено, что проект по внедрению универсальной электронной карты начнет действовать с 1 января 2013 года. Также в протоколе было заявлено, что в дальнейшем «наработки по карте» будут использованы при создании электронного паспорта для граждан России.
К слову, в мае 2012-го эксперты ООН подняли Россию в рейтинге «Электронного правительства» с 60-го на 27-е место. Однако у многих российских граждан мысль о нем не вызывает никакого восторга. По данным фонда «Общественное мнение» на май 2012 года, 42% населения России, в том числе больше четверти нынешней интернет-аудитории, пользоваться электронными госуслугами не хотят. Хотя каждый десятый россиянин заявляет, что пользуется интернет-услугами государственных учреждений и служб, в реальности прибегают к ним лишь 6% населения. Остальные пользователи принимают за государственные услуги то интернет-предложения коммерческого свойства, то покупку товаров или, к примеру, билетов на поезд или самолет.
А из того, что в действительности относится к государственным и муниципальным услугам, граждане чаще всего называют запись на прием в поликлинику и вызов врача на дом.