Валентина Матвиенко, как правило, выглядит строгой начальницей.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Питерского губернатора Валентину Матвиенко петербургские чиновники боятся и уважают. Никакой другой губернатор до нее не обладал таким крутым нравом и острым словом, а в гневе питерская градоначальница вызывает панический ужас даже у чиновников мужского пола. Cпорить с губернатором осмеливается только тот, кому уже нечего терять.
Одним из любимых методов контроля своих подчиненных, которым пользуется Валентина Матвиенко, является объезд. Губернатор неожиданно принимает решение направиться в тот или иной район города, осмотреть строительство какого-нибудь объекта или побеседовать с простыми горожанами. Формально маршрут губернатора держится в секрете. Но обычно информация все же просачивается куда надо, и заинтересованные лица успевают принять необходимые меры – убрать мусор, закатать асфальтом дорожку, закрыть пивной ларек. Если все же визит губернатора становится неожиданностью, журналисты с удовольствием фиксируют экспрессивные выступления Матвиенко. Когда губернатору что-нибудь не нравится, она не скупится на резкие выражения. Если записывать за Валентиной Ивановной речь, когда она «в ударе», после каждого предложения нужно ставить два, а то и три восклицательных знака. Чиновники, которые становятся объектами губернаторского гнева, явно стремятся провалиться под землю или хотя бы стать как можно незаметнее. Спорить с губернатором практически невозможно. В разозленном состоянии Валентина Матвиенко дает провинившемуся лишь в самом начале разноса сказать пару слов в свою защиту, после чего произносит громкую тираду, которая заканчивается чем-то вроде «делайте выводы, иначе выводы буду делать я». Правда, таких выпадов губернатор делает немало, а вот наказаний или увольнений происходит намного меньше. Но это не сильно влияет на страх, который вызывает губернатор у своих подчиненных.
В целом у стороннего наблюдателя, который следит за взаимоотношениями губернатора и всего чиновничьего аппарата, складывается впечатление, что система городской власти Петербурга напоминает детский сад, в котором Валентина Матвиенко воспитатель. Губернатор распекает своих «детей» за глупые и нелепые поступки, извиняется перед горожанами за их нерадивость, обещает воспитать более достойных бюрократов.
Рядовым чиновникам Смольного в целом положено больше свободы, чем высокопоставленным начальникам. Большую часть времени обычные специалисты работают по графику, иногда задерживаясь на работе для решения той или иной задачи. Но в любом случае часам к 17–18 Смольный обычно пустеет. Главам районов и комитетов, членам городского правительства и прочим «приближенным к телу», напротив, приходится постоянно быть наготове. В любой момент, ранним утром или поздним вечером, губернатор может вызвать подчиненного к себе или собрать экстренное совещание. Послабления бывают только тогда, когда Валентина Матвиенко уходит в отпуск или отправляется в дальнюю поездку. Тогда весь многочисленный аппарат вздыхает с некоторым облегчением – на этот раз пронесло.
Санкт-Петербург