Выборы в Новосибирский областной совет двухгодичной давности закончились не слишком убедительной победой «Единой России», получившей немногим более 33% голосов. Учитывая, что в Заксобрание прошли еще коммунисты, аграрии и ЛДПР, на тот момент говорить об однопартийном парламенте не приходилось. К тому же ЕР в то время раздирали противоречия – ее руководители несколько месяцев не могли добиться от своей фракции консолидированного голосования. Ко всему прочему в облсовете возникла непартийная группа «Народный депутат», а коммунистам при дележке портфелей досталось несколько приличных облсоветовских постов.
Но очень скоро ситуация изменилась. Региональное отделение ЕР перешло под полный контроль областных властей. Единороссов возглавил ближайший соратник новосибирского губернатора Алексей Беспаликов, ставший спикером облсовета. Авторитет губернатора Виктора Толоконского (члена «Единой России») среди местной элиты всегда был достаточно высок, и независимые депутаты один за другим потянулись в партию власти. Через несколько месяцев после выборов во фракцию ЕР входило уже более половины депутатского корпуса. Группа «Народный депутат» распалась, и часть ее состава оказалась в «Единой России». Единороссы навели в своих рядах дисциплину и добились консолидированного голосования фракции. Фракции АПР и ЛДПР, как показало время, при обсуждении принципиальных вопросов обычно разделяют точку зрения губернатора и, следовательно, единороссов. Оно и понятно: обе эти фракции возглавляют люди, ориентированные на обладминистрацию. К лету 2006 года можно было констатировать, что «Единая Россия» и администрация области полностью контролируют областной совет.
Поначалу коммунисты огрызались – напоминали, что Алексей Беспаликов был избран спикером при их поддержке, в ходе акций протеста публично топтали и жгли полотна, напоминающие флаги ЕР. Единороссы предупреждали коммунистов, что если те будут продолжать себя так вести, то просто отнимут у них все посты. Но до поры до времени КПРФ не трогали. Когда на горизонте замаячили думские выборы, все кардинально изменилось. Для начала фракцию КПРФ лишили поста председателя комитета по местному самоуправлению, которое занимал второй секретарь обкома Вадим Агеенко – единороссы просто упразднили этот комитет.
На октябрьской сессии Новосибирского областного совета произошел показательный инцидент. Депутат-коммунист Андрей Жирнов попытался внести в повестку дополнительный вопрос, посвященный использованию административного ресурса в интересах «Единой России». Но договорить не успел. «Выключите Жирнову микрофон», – произнес спикер облсовета Алексей Беспаликов, что и было мгновенно сделано. Чтобы это не выглядело слишком бесцеремонно, Беспаликов добавил: положенные по регламенту три минуты на выступление истекли. Вопрос в повестку не попал.
Но было бы несправедливо утверждать, что оппозиции не дают высказаться. В текущей работе обсуждаются предложения независимо от партийной принадлежности их авторов. Однако любые попытки политических заявлений оппозиции, да еще в ходе избирательной кампании – как, например, упомянутое выступление Жирнова, – естественно, пресекаются на корню.
«Безусловно, разруливает в облсовете все «Единая Россия», к тому же фракция КПРФ вполне управляема, – считает новосибирский политолог Владимир Леонтьев. – При этом оппозиции обычно рот не затыкают, действуя более тонкими методами».
Новосибирск