Кошельки партий не желают зарывать деньги в землю, финансируя непроходные списки.
А.Толстой. «Золотой ключик». Художник А.Лебедев
В Новосибирске трудно найти партию, в которой не нашлось бы места бизнесменам. Но в разных организациях нашли приют коммерсанты различного калибра. Так, крупный бизнес предпочитает «Единую Россию», хотя не чурается «Справедливой России» и КПРФ. А вот ЛДПР, «Яблоко» и СПС вряд ли могут похвастаться наличием в своих рядах большого числа представителей бизнеса даже средней руки.
«Если хотите понять источники финансирования партий, посмотрите, кто из бизнесменов попал в список или имеет в организации влияние. Скорее всего он парторганизацию и финансирует, что абсолютно логично», – сообщил «НГ» новосибирский политтехнолог Владимир Леонтьев.
Однако об источниках финансирования новосибирские партийцы предпочитают не распространяться. Даже в обкоме КПРФ «НГ» предложили дождаться финансовых отчетов, которые в ходе кампании партии обязаны предоставлять в избирательные комиссии. «У нас бюджет, как обычно, будет более чем скромным, – сообщил второй секретарь обкома Вадим Агеенко. – Многие наши товарищи уже сдали партийные взносы на три месяца вперед, кроме того, деньги приходят из Москвы». Года четыре назад считалось, что основным источником финансирования обкома КПРФ являлась обувная фабрика «Вестфалика». Ее владелец и директор Михаил Титов состоял в партии, но был из нее изгнан за то, что выставил свою кандидатуру на пост губернатора вопреки решению обкома. Политологи тогда предрекали новосибирским коммунистам финансовые проблемы. Но к следующим выборам в облсовет в списках КПРФ появились два заметных представителя новосибирского бизнеса, оба из группы компаний «F1»: гендиректор управляющей компании «F1» Александр Абалаков и директор крупной сети аптек «Ваше здоровье» Ольга Незамаева. Теперь оба они являются депутатами областного совета. В думских списках КПРФ на проходных местах бизнесменов нет.
Кстати, представителям группы компаний «F1» близка не только КПРФ, но и «Справедливая Россия». Так, региональную парторганизацию эсэров возглавляет Тамара Шароглазова, основное место работы которой тоже «F1». А по поводу одного из учредителей этой группы компаний Бориса Брусиловского ходили упорные слухи, что он даже может попасть на проходное место в партсписке, но у него это так и не получилось. Кстати, не так давно в состав руководящих органов эсэров вошел совладелец крупного торгового холдинга «Сибирский гигант» Александр Манцуров.
Членами либо партии ЕР, либо ее фракции в облсовете являются многие предприниматели и руководители предприятий. Перечислив лишь часть из них, можно предположить, что с финансированием проблем у единороссов быть не должно: Западно-Сибирская железная дорога, завод «Элсиб», Сибирский аграрный холдинг, строительный концерн «Сибирь» и т.д.
Кстати, анализируя состав партийных списков и видя в них неожиданные фамилии, аналитики начинают осторожно намекать на использование финансового ресурса. Например, остается только предполагать, каким образом новосибирский бизнесмен Эдуард Кожемякин оказался на относительно проходном месте в избирательном списке ЕР. Для новосибирских политологов прорыв Кожемякина стал сюрпризом.
Новосибирск