0
6893
Газета Москва Печатная версия

29.10.2018 21:00:00

Новая система аттестации учителей от Минпросвещения: есть ли альтернативы

В Москве профессионализм педагогов уже давно определяют, не отвлекая их от работы и без всякого бюрократизма

Тэги: педагог, квалификация, аттестация, модель, москва


педагог, квалификация, аттестация, модель, москва По одному уроку часто сложно оценить потенциал учителя, а вот результаты учеников позволяют понять уровень квалификации педагога. Фото агентства «Москва»

В России к 2020 году планируется ввести обязательную для всех учителей новую систему аттестации, модель которой сейчас обсуждается педагогическим сообществом. Инициаторы изменений отмечают, что сейчас разные субъекты Федерации организуют процесс аттестации по-своему, и зачастую педагоги жалуются на местные правила, отмечая, что они забюрократизированны и отнимают у педагогов много времени и сил. Однако в России есть система аттестации, на которую многие регионы равняются, – она уже несколько лет успешно работает в Москве и обычно поражает и иногородних учителей, и экспертов своей простотой и высокой технологичностью. В столице РФ педагоги вообще не отвлекаются на аттестацию, поскольку их квалификацию определяют, оценивая результаты и прогресс в учебе учащихся.

Планируется, что внедрение новой системы приведет к единому знаменателю аттестацию педагогов по всей стране, ведь сейчас порядок ее проведения закреплен на уровне Федерации, а само содержание этого важного процесса определяют региональные власти. В одном регионе учителям нужно для аттестации предоставить портфолио и методические материалы, в другой – показать открытые уроки, в третьем добавляют к этому всему компьютерное тестирование.

ЕГЭ для учителя

В анонсированной федеральной системе аттестации предусматривается несколько элементов, ключевым из которых будут Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ), с которыми предстоит работать педагогам. Первым блоком будет письменная работа по предмету: учитель должен будет не только сам решить какую-то задачу, но и выполнить методические задания: найти ошибки в решении ученика, помочь их исправить и правильно оценить результат. Еще один блок, который предполагается в аттестации, – оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций. Учителю предлагается записать свой урок на видео, а специальная комиссия, исходя из увиденного, оценит, как педагог умеет работать с детьми. Последний блок – учителю будет предложен кейс, какая-то непростая ситуация, которая встречается в педагогической деятельности, и специалисту нужно будет предложить план решения этой проблемы. По разным оценкам, на выполнение всех заданий педагогу потребуется 4–5 часов, правда, сделать все это можно будет не в один день.

Предполагается, что в аттестационный комплект войдут еще три элемента: справка работодателя, анализ образовательных результатов учеников и даже отзывы выпускников о работе их бывшего педагога. Максимально учитель сможет набрать 100 баллов (в частности, до 60 – за прохождение ЕФОМ, 20 – за успехи учеников, 15 – за индивидуальные достижения). Если учитель не сможет пройти аттестацию, его отправят на повышение квалификации.

Как уже сообщала «НГ» (22.08.18), сейчас идет активное обсуждение новой системы аттестации, притом что апробацию модели уже проводили на базе школ в 19 регионах. В частности, в едином дне апробации на добровольной основе приняли участие 619 учителей из 104 общеобразовательных организаций. Мнения педагогов разделились – были те, кто о ней отзывался положительно, но немало было и критики. Новая модель показалась удобной представителям некоторых субъектов Федерации, а вот в Москве предложенная концепция вызвала не только недовольство, но и недоумение. Ведь действующая в столице система аттестации уже несколько лет является предметом зависти для педагогов многих регионов, которые приезжают в мегаполис перенимать опыт.

Двух кликов достаточно

Собственную высокотехнологичную систему аттестации учителей Департамент образования Москвы использует уже четыре года. «В Москве есть механизм, защищающий их от траты личного времени и нервов на процедуру аттестации, поскольку она идет автоматически, без какого-либо отвлечения их от работы с детьми», – рассказывал «НГ» глава Департамента образования Москвы Исаак Калина (см. «НГ» от 29.05.18).

Аттестация в столице базируется на оценке результатов, которых смогли достичь ученики. Учителю для того, чтобы пройти ее, достаточно выполнить всего два действия: выбрать категорию и подать заявление. Некоторые даже говорят, что аттестоваться в Москве можно в два клика, причем совершить нужные процедуры можно, не выходя из кабинета, с любого устройства: компьютера, планшета, мобильного телефона. Учителю не приходится тратить время на сбор документов, оформление портфолио, составление отчетов и заполнение формуляров. Результаты работы педагога в Москве определяются исходя из оценки реальных результатов его учеников, а все эти данные уже содержатся в городских информационных системах. При этом оцениваются не только конечные результаты, но и их динамика, поскольку учителя работают с классами разного уровня. Педагог, который взялся за класс с низкими результатами и смог повысить уровень учащихся, может претендовать на первую или высшую квалификационную категорию наравне с педагогом, который сразу работал с высокомотивированными учениками.

Кроме того, для некоторых предусмотрены и упрощенные режимы аттестации, право на них имеют, например, педагоги учебных заведений, вошедших в топ рейтинга вклада школ в качественное образование московских школьников, эксперты ГИА, не имеющие замечаний и нарушений, победители и призеры профессиональных конкурсов, учителя, получившие звание «Заслуженный учитель города Москвы» в межаттестационный период, учителя, ученики которых демонстрируют стабильно высокие образовательные результаты.

«Учитель должен заниматься своей основной работой – обучать детей, – уверен директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин. – И наша задача – освободить его от дополнительной нагрузки: составления ненужных отчетов, сбора справок, написания планов. Поэтому новая модель аттестации московских педагогов создавалась таким образом, чтобы максимально упростить прохождение этой процедуры, освободив учителя от сбора бумаг. Такая система разработана специально, чтобы создать максимально комфортные условия для учителей. При этом в основе московской системы аттестации лежит динамика реальных, измеримых, объективных результатов учащихся, критерии данного педагога согласуются с показателями московского рейтинга и работают на повышение качества образования московских школьников».

С ним солидарна председатель координационного совета региональной общественной организации Москвы Екатерина Морозова: «Московская модель позволяет оценить прежде всего результаты работы учителя. Новая же модель предлагает нам оценивать разные стороны процесса работы учителя. Экзамен, видеозапись урока, решение кейсовых ситуаций – это процессы, которые можно зафиксировать и показать. Но каков будет результат всего этого? А в Москве мы сейчас видим не только результаты работы учителя, но и динамику его учеников». Как полагает эксперт, вопросы возникают ко многим элементам новой системы. «Например, показательные занятия – не будем таить греха, обычно это, по сути, спланированный спектакль. В новых условиях иногда речь будет идти о том, у кого дороже видеотехника, кто красивее сможет снять свой урок. Есть еще один элемент – учитель должен будет взять у своих учеников, которые несколько лет назад у него учились, некое ходатайство для себя, – отмечает Морозова. – Мы сейчас хотим поднимать статус педагогов, но представьте учителя, который проработал в школе несколько десятков лет. Это может быть зрелая уважаемая дама, и когда у нее время аттестации, она должна где-то выискивать своих бывших учеников и просить у них письма в свою поддержку. Некоторые представители ассоциации считают, что это принижение статуса учителя».

Кроме того, как отмечал директор школы № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский, экспертные суждения, которые используются при предлагаемой форме аттестации, «крайне редкая форма». Ведь найти экспертов по всей России для оценивания профильной части ЕГЭ удалось с большим трудом, а если принять во внимание «массу учительства, которая аттестуется», то об объективности говорить не приходится: «Как можно говорить об объективности, если сегодня я «экспертирую» тебя, а завтра – ты меня?»

Отметим, что учителя Москвы недавно организованно выступили против предлагаемой Министерством просвещения модели аттестации, поскольку они убеждены, что она вернет столичных педагогов в прошлое. На педагогическом форуме «Надежный учитель – надежная школа – надежный вуз» в конце августа была принята резолюция, в которой перечисляются достоинства московской системы и недостатки предлагаемой модели. «Московский учитель, имея четкие ориентиры на доступное и качественное образование для детей, не может согласиться на предложение вернуться в прошлое и вновь готовиться к показательным, срежиссированным урокам, которые будут оценивать некие судьи-эксперты, – говорится в резолюции. – Считая разработанный проект модели аттестации педагогов построенным как работа на результат аттестации, а не на результат ученика, инициируем широкое представление опыта московской системы аттестации педагогов в средствах массовой информации и в Министерстве просвещения Российской Федерации как альтернативного и педагогически целесообразного».   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


По паспорту!

По паспорту!

О Москве 60–70-х и поэтах-переводчиках

0
379
Достижения вместо свалок

Достижения вместо свалок

Советское окно во внешний мир

0
521
А из нашего окна…

А из нашего окна…

История восьми романов литераторов с Москвой

0
172
Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Наталья Савицкая

Школьная оценка по поведению всегда вызывала много критики

0
4916

Другие новости