Дом Нирнзее пережил два пожара, но снести здание инвестору не удастся.
Фото предоставлено «Архнадзором»
Вчера стало известно, что из 221 разрешения на снос зданий в историческом центре Москвы, выдаваемых с начала 90-х годов, департамент культурного наследия Москвы (Москомнаследие) отменил 213 решений. Восемь разрешений осталось в силе. Провести полную ревизию инвестконтрактов, касающихся городских памятников культуры, в начале мая поручил мэр Сергей Собянин. Результаты проверки должны были быть готовы в начале июня, но официально они не опубликованы до сих пор. Это вызывает опасения у защитников культурного наследия.
Решения о сносе памятников архитектуры с начала 90-х годов принимала так называемая сносная комиссия. На основе ее решения Москомнаследие выдавало документ установленного образца о сносе здания, с которым инвестор шел в Объединение административно-технических инспекций, оно выдавало ордер на проведение работ. Не все проекты, прошедшие комиссию, по тем или иным причинам доходили до Москомнаследия. «Такие не до конца оформленные решения о сносе были отменены, их 209, – рассказал «НГ» представитель Москомнаследия Николай Переслегин. – Но есть объекты, где документация полностью оформлена должным образом, – их отменить сложно».
По информации Переслегина, в Москве до настоящего времени действовало 12 ордеров, разрешающих работы в историческом центре. На эти площадки была выведена строительная техника. Нарушения при оформлении документов нашли только по четырем объектам – они также будут отменены.
Среди них – Дом Нирнзее на Садовнической улице. Он был построен в начале XX века архитектором Нирнзее по просьбе купца Привалова. Для строительства дома были использованы необычные материалы – например, оконное заполнение лестничных проемов выполнено из муранского стекла. Борьба за Дом Нирнзее идет давно, он включен в «тревожный спискок» общественного движения «Архнадзор». Инвестор планировал снести дом и построить на его месте многофункциональный центр. За последние несколько месяцев дом пережил два пожара – 1 мая и 7 июня.
Отметим, что полный список домов, предназначенных к сносу, как и список спасенных домов, до сих пор не опубликован в официальных источниках.
«Пока не видели ни одного документа, подтверждающего эти решения правительства, это только слова, – говорит координатор «Архнадзора» Константин Михайлов. – После окончания моратория результаты ревизии официально не были опубликованы. В ночь на 19 июня снесли два ценных здания: Дом Стрешневых-Глебовых на Большой Никитской и Дом Феоктистовых на Большой Ордынке. На основе каких документов? Кто выдавал разрешения?» Переслегин пояснил «НГ», что по этим зданиям документация была оформлена верно и отменять инвестконтракты не было оснований.
Напомним, в мае после несанкционированного сноса Дома Кольбе, построенного на рубеже XIX и XX веков на Большой Якиманке, мэр Собянин поручил Москомнаследию провести полную ревизию контрактов на проведение строительных работ в исторических районах Москвы. Тогда же был введен мораторий на снос зданий, он истек 5 июня.
Правозащитники обеспокоены тем, что вопрос о сносе всех 213 зданий может быть снова вынесен на сносную комиссию. «Очень часто комиссия в первый раз говорит, что нужно сохранить памятник, но вопрос поднимается инвестором до тех пор, пока эксперты не примут «правильное» решение», – отмечает Михайлов.
В Москомнаследии уверяют, что работу комиссии полностью переформатируют. «Самые одиозные, запятнавшие себя фигуры будут от работы удалены, – сказал Переслегин «НГ». – В принятии решения будут принимать участие эксперты в области архитектуры, общественные организации. Главное, что все заседания теперь будут широко анонсироваться, будут приглашаться журналисты». Напомним, что до сих пор заседания комиссии были закрытыми, часто о решении снести тот или иной памятник общественность узнавала только тогда, когда начинались работы.