Пока москвичи могут только наблюдать со стороны, что делают в их дворе.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Всегда приятно случайно найти в кармане старого пальто сторублевую купюру. А как приятно вдруг узнать, что где-то на страницах Жилищного кодекса завалялось твое право на кусок дорогой столичной земли. Каждый москвич, который владеет квартирой в городе, является собственником земельного участка под и вокруг дома. Право уже есть – оно наступило с момента покупки, осталось его только оформить, определить конкретные границы участка. И вот с этим возникают проблемы. Процесс межевания детально в законодательстве не прописан и регулируется актами столичных комитетов, которые зачастую противоречат федеральным законам. Ответственный департамент правительства вообще отказывается говорить на эту тему – как с простыми москвичами, так и с прессой.
Земельный вопрос стоит сейчас в Москве так же остро, как в далекую крестьянскую эпоху XIX века. Ведь если во дворе многоквартирного дома вырастет парковка или, наоборот, не вырастет очередное здание в рамках точечной застройки – жители будут так же рады, как батраки были рады пшенице и не рады сорнякам.
За такими словами, как «межевание», «кадастровый учет», «определение границ участка многоквартирного дома», стоит право москвичей пользоваться на свое усмотрение дорогой городской землей – самим решать, где у них будут парковки, а где зеленые насаждения.
Чиновники сделали все, чтобы усложнить процесс оформления земельных участков в собственность. Согласно Жилищному кодексу (ЖК), жителям многоквартирного дома на праве общедолевой собственности принадлежит «земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства». Право собственности появляется без всяких дополнительных процедур – каждый, у кого есть квартира, владеет и земельным участком. Но это по закону. На практике все сложнее.
«Человек вступает в право собственности с момента кадастрового учета земельного участка, – рассказал «НГ» ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев. – Для этого нужно определить конкретные границы земли, которая относится к каждому конкретному дому, а это сложная процедура, которая детально не прописана нигде».
Любой собственник квартиры может написать заявление в службу «одного окна» префектуры с просьбой о формировании земельного участка своего дома. Орган государственной власти за свой счет должен нанять геодезистов и провести межевание.
«Жители нашего дома столкнулись с проблемой межевания несколько лет назад, когда местные власти попросили нас убрать гаражи-«ракушки» из двора, – рассказал «НГ» москвич Владимир Молодых. – Тогда мы задались вопросом: а кому принадлежит земля, на которой находились наши «ракушки»? Созданная инициативная группа выяснила, что в квартале уже были проведены геодезические работы, то есть земли «поделили» между домами». Дому Молодых приписали небольшой участок земли как раз по границе стоянки для машин.
Инициативная группа решила разобраться, как все-таки определили размер положенной придомовой территории. Выяснилось, что в основание межевания были положены «Единые методические указания по установлению границ участков домовладений на территории строительства, реконструкции, сохранения жилой застройки», которые были привязаны к нормам и правилам планировки и застройки Москвы от 1999 года. При том что Градостроительный кодекс (ГК) определяет, что межевание проводится с учетом градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
В течение нескольких лет инициативная группа пытается добиться нового межевания квартала – и им почти удалось найти взаимопонимание с чиновниками. За свой счет они заказали геодезические работы и определили более широкие границы своего придомового участка. Но департамент земельных ресурсов (Москомзем) не согласовывает проект. Причем аргументы сотрудники Москомзема находят совершенно неожиданные. «Когда закончились законные аргументы, она возмутилась: вы что, хотите, чтобы мы вам бесплатно отдали московскую землю? – рассказал Молодых. – При том что по закону она не имеет никакого права отдавать или не отдавать – эта земля и так принадлежит нам».
Юристы отмечают, что приведенный выше случай – скорее редкость. Но редкость не в том, что чиновники затягивают процесс оформления земли, а в том, что жителям этого дома вообще предложили кусок земли, ограниченный не границами дома.
«В Москве на практике людям предлагают оформить землю, ограниченную символическим метром от периметра здания», – отмечает Гордеев.
Такую позицию, по сути, в нарушение федерального законодательства заняли московские власти еще в 2007 году. «Мы не позволим перерезать общие дворы заборами, ведь тогда туда не сможет проехать пожарная машина, пройти человек, там нельзя будет проложить коммуникации и провести необходимые работы», – заявил на заседании правительства тогдашний мэр Юрий Лужков.
Не только рядовые граждане, но даже федеральные чиновники высокого ранга сталкивались с этой проблемой. Осенью 2010-го разгорелся скандал – Лужков потребовал взимать плату с управделами президента и депутатов за использование парковки около зданий администрации президента и Госдумы. В управделами президента тогда ответили, что готовы платить, если мэрия через суд докажет законность своих требований. Громкого судебного процесса не состоялось. После Лужков и вовсе ушел в отставку.
Позиция новых московских властей по этой проблеме не обозначена. В мэрии Москвы и в Москомземе корреспонденту «НГ» не удалось добиться никаких комментариев по теме межевания земли.
Но статистика говорит сама за себя. На 299 заявлений, поступивших в Москомзем, было 210 отказов, то есть 66,3%. Такие данные содержатся в докладе по проблемам ЖКХ уполномоченного по правам человека в Москве Александра Музыкантского.
По своей инициативе город поставил на государственный кадастровый учет около 5000 земельных участков в габаритах жилых зданий (то есть не в нормативных размерах), однако на данные участки собственники помещений свои права не оформляют по причине несогласия с границами участков.
Тут необходимо напомнить, что на геодезические работы были направлены государственные средства. А так как интереса москвичей не вызывает оформление земли в границах здания, эти деньги потрачены впустую.
Противники оформления земель в собственность москвичей приводят разумные в принципе аргументы: между жителями соседних домов могут возникать конфликты. Если, например, детская площадка одна на несколько домов попадет в собственность конкретных жителей, могут появиться заборы, которые мешают проходу других граждан. Но ведь элитные дома очень часто огораживаются заборами, что нисколько не мешает работе пожарных и инженерных служб, а протесты живущих рядом в не таких элитных домах жителей просто не принимаются в расчет. «В части оформления земли имеет место политика двух стандартов: одним имущим собственникам можно все, другим, не таким богатым, – ничего», – отмечается в докладе по проблемам ЖКХ уполномоченного по правам человека.
К тому же, как мы видим, проблем с чиновниками при использовании общих территорий ничуть не меньше. В «НГ» снова и снова звонят люди и жалуются на точечную застройку, на неправильно проведенные общественные слушания.
Можно много говорить о том, что россияне пока не готовы вести диалог друг с другом, но чем позже этот диалог начнется, тем дольше все за нас будут решать чиновники. И, как видно на практике, не в наших интересах.