В России уже бушуют природные пожары на территории более 10 тысяч гектаров.
Фото Reuters
У российских властей был год для того, чтобы принять необходимые меры и не допустить повторения этим летом прошлогодней катастрофы с лесными пожарами. К началу мая ни одно из решений не доведено до конца. Различные ответственные ведомства утверждают, что работа идет полным ходом. Однако экологи предостерегают: Москву и страну в целом может снова окутать дым от пожаров.
О вопросах пожарной безопасности на самом высоком уровне говорили на протяжении всего года. Напомним, прошлым летом в огне погибло 62 человека, материальные убытки превысили 6,5 млрд. руб. После этого был принят ряд важных решений, которые сейчас реализуются с разной степенью успешности.
Денежное обеспечение
Первое очевидное решение, которое было принято в сентябре 2010-го, – отправить регионам деньги из федерального бюджета на закупку пожарной техники и противопожарную профилактику.
В виде субвенций и субсидий в регионы должно было поступить 4,5 млрд. руб. Деньги распределяет Федеральное агентство по лесному хозяйству (Рослесхоз), в обязанности которого входит контроль за действиями местных властей в области охраны лесов. Рослесхоз определяет, сколько денег направить в каждый регион. «Решение принималось в зависимости от пожароопасности каждого субъекта, от количества лесов в регионе, – сказал «НГ» пресс-секретарь ведомства Владимир Дмитриев. Он пояснил, что деньги тратятся на закупку пожарной техники, оборудование так называемых пожарно-химических станций, которые отвечают за тушение пожаров в лесу. Также средства предусмотрены на профилактические работы: опашку лесов вокруг населенных пунктов, прокладку минерализированных полос, противопожарных разрывов, строительство дорог противопожарного назначения. «К тому же создан резервный фонд, – сказал Дмитриев. – Чтобы в критических ситуациях летом мы могли бы оперативно выделить средства регионам на решение текущих задач по тушению лесных пожаров».
Координатор противопожарного проекта «Гринпис России» Григорий Куксин отметил в разговоре с «НГ», что правительством была выбрана не самая удачная схема финансирования. «Субсидии и субвенции – это формы софинансирования, то есть регион должен был сам найти достаточно большие средства и по сложной схеме их потратить». Куксин отметил, что закупалась тяжелая техника, рассчитанная на сложные лесные пожары, и мало внимания было уделено средствам профилактики. «Готовиться-то надо не к огромным пожарам, а к их обнаружению на ранних стадиях, если закупать технику в расчете на сложные большие пожары, которые надо тушить на огромной территории, то такие пожары обязательно произойдут», – сказал Куксин.
Честные подрядчики
Еще одна проблема – поиск добросовестных подрядных организаций, которые будут тушить. До сих пор регионы заключали контракты с подрядчиками по аукциону – то есть побеждала та фирма, которая запросит самую маленькую плату. Это приводило к тому, что аукционы выигрывали фирмы, которые не имели никаких возможностей для борьбы с пожарами. Сейчас согласно приказу Рослесхоза региональные власти должны создать на территории своего субъекта специализированное государственное учреждение, которое будет закупать технику, нанимать и обучать людей, координировать действия всех противопожарных сил в регионе, отправлять пожарных именно туда, куда нужно.
Мера эта, может, и неплохая, но к началу пожароопасного сезона в этом году ее реализовать не успели. «Это не дело одного дня, в каких-то регионах специализированные учреждения уже существуют, в каких-то регионах работа ведется по старым принципам», – признался Дмитриев.
Лесная охрана
Изменился и Лесной кодекс. Например, восстановили лесную охрану – то, чего так ждала экологическая общественность. Правда, это восстановление тоже оказалось несколько ущербным. «Оно произошло только на бумаге. Потому что людей, имеющих время и необходимые ресурсы для обеспечения охраны лесов, просто нет, – считает Куксин. – Сейчас лесная охрана – это те же самые лесные инспекторы, которые сидят в кабинетах по несколько человек на район. Только теперь им помимо бумажной работы, которой они завалены, добавили функции по охране леса. На новые функции нет времени».
Пресс-секретарь Рослесхоза сказал «НГ», что количество работников растет. Но тут же добавил, что не до конца готовы нормативные документы, которые обеспечат им необходимые полномочия. «Недостаточно набрать много людей - нужны полномочия на ношение оружия, задержание людей. Сейчас мы занимаемся подготовкой соответствующих документов».
Следить надо не только за лесами. Очень часто пожары начинаются на открытых территориях, в полях, полных сухой травы или тростника на южных территориях. «По нашему опыту за такими территориями никто не хочет следить, – сказал Куксин. – МЧС ждет, когда огонь подберется к населенным пунктам, и только тогда вступает в действие. Те, кто отвечает за лесные пожары, тоже не собираются их тушить. В итоге, когда его все-таки начинают тушить, пожар набирает такую силу, что справиться с ним очень сложно». Впрочем, МЧС обвинения в свой адрес отсекает. «Мы выезжаем на все случаи возникновения пожаров, где бы они ни происходили», – сказал «НГ» первый заместитель начальника Центрального регионального центра МЧС России Александр Сурков.
Предварительные результаты
Пожароопасный сезон начался. В первых числах апреля межведомственная комиссия, в которую вошли все заинтересованные ведомства (Рослесхоз, МЧС, прокуратура, МВД), подвела итоги проверок – как регионы справляются с поставленными задачами.
«Готовность к пожарам на местах слабая, – признался Сурков, участвовавший в проверках по Центральному федеральному округу. – Худо-бедно администрации населенных пунктов справились с нормативной базой: подготовили планы пожаротушения, эвакуации, применения сил и средств. Но с практической частью гораздо сложнее. На лесохимических станциях ЦФО нет ни достаточного оборудования, ни необходимого числа работников. Личный состав, который имеется, не обучен должным образом». Если даже официальные лица констатируют такие неутешительные выводы, страшно представить, что на самом деле происходит в регионах.
Повторные проверки прошли совсем недавно – у региональных властей было около двух недель, чтобы исправить недостатки, которые заметила комиссия. Первые результаты новых проверок начинают поступать: например, 70% поселков самой пожароопасной Волгоградской области не готовы к сезону. Доклад уже лежит на столе премьер-министра Владимира Путина. «Многие руководители могут не усидеть на своих креслах, если должным образом не подготовятся», – сказал Сурков «НГ». Неизвестно, окажется ли такая угроза достаточной мотивацией для добросовестной работы чиновников.
Своими силами
Российский менталитет «пока гром не грянет, мужик не перекрестится» касается, конечно, не только чиновников. «Мы с командой добровольцев помогали тушить пожары в Волгоградской области в прошлом году, – рассказывает Куксин. – Тросниковый пожар там подобрался к черте города и начал перекидываться уже на жилые дома. Ни один человек даже в пожарную службу не позвонил – они просто стояли и смотрели, как горят дома, надеялись, что огонь пойдет не к ним, а к соседям». Большинство пожаров происходит по вине самих граждан. Уже в этом году в южных областях России пожары возникают из-за палов прошлогодней травы. Таким нехитрым способом люди расчищают землю для нового использования.
В Московской области с 1 мая и на период высокой пожарной опасности в 2011 году вводятся ограничения на доступ людей и машин в опасные зоны лесов и торфяников.
Антисмоговые центры
В Москве создадут антисмоговые центры – кондиционируемые помещения в каждом районном центре социального обслуживания населения. Их будет более 100 по числу районов. Такая идея возникла еще этим летом, и были заявления чиновников, что подобные центры уже открыты. Хотя на деле мало что удалось обнаружить. Там же развернут пункты приема помощи пострадавшим от пожаров. Кто будет заниматься организацией центров этим летом, пока решается. Кроме того, в государственных учреждениях до 30 апреля сформируют добровольные пожарные дружины. Департаменту семейной и молодежной политики поручено установить оперативную связь со всеми оздоровительными лагерями и базами отдыха, где будут отдыхать московские дети. Их списки передадут и в Главное управление МЧС России по Москве. Жителей столицы будут обучать грамотному противопожарному поведению с помощью КВНа, социальной рекламы и воспитательных разговоров.
В прошлом году тушить лесные пожары активно помогали добровольцы. Правительство решило разработать закон о добровольной пожарной охране, чтобы сделать их деятельность официальной. В минувшую среду он был принят Госдумой в третьем чтении. «Этот законопроект делает возможной материальную и другую помощь добровольным пожарным дружинам со стороны государства, – сказал «НГ» член профильного комитета по безопасности Алексей Розуван. – Это большое дело, так как до сих пор расход средств на эти цели контрольными органами рассматривался бы как нецелевой». Сами добровольцы считают закон фактически запретительным. «Разработанный законопроект обязывает добровольные дружины регистрироваться в качестве юридического лица. На свои деньги покупать оборудование, проходить обучение, – сказал «НГ» Григорий Куксин, активно участвующий в добровольческой работе. – Государство же может оказывать поддержку, но не обязано. При этом каждый отряд должен содержать трех штатных работников, обязан нести дежурство, согласно утвержденному графику. Даже здоровье доброволец должен страховать на свои деньги. Закон был нужен, чтобы в сельской местности, где нет профессиональных пожарников, простые граждане могли бы максимально просто стать добровольцами – но эта задача только усложнена».