Без помощников с коляской в автобус забраться сложно.
Фото Олега Ласточкина (НГ-фото)
Одна из проблем для столичных жителей, связанных с общественным транспортом, – поездки с детьми. Мало пандусов для спуска колясок в метрополитене, неудобные автобусы и троллейбусы, отсутствие туалетов в электричках – все это заставляет москвичей отказываться от государственных перевозчиков. При этом, как утверждают транспортники, работа на благо пассажиров с детьми ведется, однако ждать кардинальных улучшений еще долго. В свою очередь, эксперты считают, что общественный транспорт столицы некомфортабелен для детей как с физической, так и с психологической точек зрения.
Выбор: автобусом или такси
Остановка неподалеку от метро «Медведково», вечер. Огромное количество народа рвется к автобусу, идущему до Мытищ. В этой толпе молодая женщина с коляской пытается вскарабкаться на ступеньки автобуса. Ей, естественно, помогают взобраться пассажиры. Однако злоключения не заканчиваются, проход между сиденьями узкий, коляску не поставишь, на задней площадке тоже не протолкнуться. Кондуктор призывает проходить вперед и, увидев женщину с ребенком, требует от нее убрать коляску. На вопрос, куда же ей деваться, слышится грубоватый ответ: «Нечего с дитем таскаться в общественном транспорте, дома сидеть надо или на своей машине ездить».
По словам столичных жителей, с детьми в общественном транспорте ездить неудобно. Как рассказала «НГ» москвичка Наталья Бычкова, основной проблемой такого транспорта, как автобусы и троллейбусы, является невозможность нормально подняться в транспорт. «В последнее время стали появляться автобусы с низкой посадкой, но их явно не хватает, – говорит она. – Между сиденьями не протиснуться, коляску поставить некуда, да и пройти через турникет с ребенком очень сложно».
В электричках проблема другая. Как проехать с чадом на дачу, когда в вагонах электричек нет даже туалетов? Да еще пьющие граждане, и в тамбурах накурено. «Я понимаю, что с такими людьми сделать ничего нельзя, но хоть поставить какие-нибудь кондиционеры, чтобы выветривать дым, наверное, можно, – говорит Наталья Бычкова. – И задерживать пьяных». Единственным выходом избежать проблем с общественным транспортом для родителей с детьми является покупка собственной машины либо услуги такси. «Я уже давно отказался от идеи ездить с ребенком в наших автобусах, троллейбусах, – говорит москвич Андрей Панков. – В метро тоже проблем хватает. Самое главное, что нет нормального спуска для колясок в переходах. Так что уж лучше ездить на такси, по крайней мере нервов потратишь намного меньше».
Обещаний хватает на всех
Но, несмотря на недовольство столичных жителей, московские транспортники уверяют, что удобств более чем достаточно. «Например, большинство столичных автобусов являются низкопольными. Существуют такие же троллейбусы, – рассказал «НГ» пресс-секретарь Департамента транспорта и связи Москвы Андрей Щетинин. – В планах запустить также трамваи. Сейчас этот проект находится в разработке». Его слова подтверждают и в ГУП «Мосгортранс». По их мнению, все возможное для пассажиров с детьми уже либо сделано, либо находится в ближайших планах. «В каждом автобусе есть специальное место, обозначенное как для пассажиров с детьми, так и для инвалидов. Для нас существует особенный вид пассажиров с детьми – это женщины с колясками. Вход для них осуществляется через среднюю дверь, – говорит пресс-секретарь «Мосгортранса» Ольга Терно. – Кроме того, уже существует несколько маршрутов, на которых предусмотрены специальные крепления для колясок. Да и проезд для детей до семи лет бесплатный».
В свою очередь, на Московской железной дороге просят москвичей дать время, но при этом отмечают, что ждать придется долго. Как рассказал «НГ» источник в филиале ОАО «Российские железные дороги» Московская железная дорога, процесс улучшения может затянуться на годы. «Мы прекрасно понимаем москвичей, а тем более горожан с детьми, которые жалуются на отсутствие туалетов в электричках и другие неудобства, – говорит он. – Вся инфраструктура в этом плане досталась нам из советского прошлого. Мы ее меняем, но это процесс не одного года. Есть и понимание, и желание что-либо изменить, но это требует больших экономических влияний». Но, по его словам, несмотря на большие сроки, продвижение есть. «В кабине машиниста оборудуется новая система безопасности, чтобы люди могли вовремя обратиться за помощью. Естественно, есть места в новых составах, определенные для пассажиров с детьми, – считает представитель МЖД. – Оборудование туалетами мы начали с межобластных экспрессов, где в каждом вагоне теперь два туалета. И, собственно, с обновлением подвижного состава все и произойдет. К проектировщикам мы выдвигаем инновационные требования».
Работники столичного метрополитена, так ругаемого родителями с маленькими детьми за отсутствие необходимых металлических наклонных спусков для колясок, так же считают, что для удобства людей с детьми уже все сделано или делается. «По возможности на лестничных сходах делаем пандусы для спуска детских колясок. К сожалению, в некоторых местах это сделать просто невозможно. Где ширина лестниц позволяет это делать, делаем. На новых станциях – повсеместно, – говорит глава пресс-службы Московского метрополитена Дмитрий Головин. – На только открытых станциях сделаны лифты для малоподвижных групп населения. Если женщине с коляской сложно спускаться, то она может использовать этот лифт». Также он отметил, что в метрополитене ведется обширная пропагандистская программа в поддержку пассажиров с детьми. «Занимаемся информированием о необходимости уступать места, в частности, сейчас включили в информацию, ведущуюся в поездах, пункт о необходимости уступать места беременным женщинам. Далее информация, как вести себя, в частности, на эскалаторе – держать детей за руку, обязательно за ними следить, – рассказывает Головин. – Допустим, багажные турникеты, которые сейчас устанавливаются на месте ручного контроля, ширина приема теперь приспособлена для того, чтобы можно было провести детскую коляску. Контролер при этом просто обязан оказывать помощь». Кроме того, уже в скором времени в метрополитене появятся так называемые комнаты матери и ребенка. «Пока их будет только пять. В данный момент они дооборудуются и вскоре начнут работать», – говорит Дмитрий Головин. Одна из таких комнат будет находиться на станции метро «Новослободская» в начале перрона в сторону «Проспекта мира». В данный момент появились указатели, табличка на двери и звонок. Однако пока на звонки в помещение комнаты никто не откликается.
Осторожно: дети
Эксперты уверены, что московский транспорт практически не предназначен для поездок с детьми. По мнению директора Института демографических исследований Игоря Белобородова, все усилия столичных властей пока не привели к существенным изменениям в сторону комфорта ни в автобусах, ни в метро, ни в электричках. «Такого понятия, как отдельные места для мам с детьми, у нас до сих пор не существует. Те «классические» первые места в автобусах и троллейбусах с невнятными наклейками являются не чем иным, как наследием СССР, – считает специалист. – Про электрички тоже сложно сказать что-нибудь хорошее в плане комфорта».
По его мнению, несмотря на все улучшения в метрополитене, как то появление детских комнат или обновление информационных объявлений, о комфорте в подземке пока говорить нельзя. «В таком метрополитене, как в московский, комнаты матери и ребенка и туалеты должны быть на каждой станции, а не только на «избранных», – говорит Игорь Белобородов. – Кроме того, нужно учитывать и психологический комфорт детей. То, что на стенах висят плакаты с полуголыми женщинами, рекламирующими спиртные напитки, не может положительно сказаться на психике детей». По словам специалиста, столичным чиновникам нужно плотнее взяться за решение этой проблемы. «С одной стороны, мы говорим, что у нас Год семьи, Год ребенка, а с другой стороны, делать что-либо не спешим, – считает Белобородов. – В данный момент общественный транспорт не только не приспособлен, но и противопоказан поездке с детьми».