Илья Стогов. Или Илья Стогoff? Не знаю конкретно, но кто-то из них точно поразил меня своей откровенностью, зовущей - вслед за "Революцией сейчас!" - молодежь на баррикады Борьбы за Идею. На самом деле Илья, наверное, просто запутался в своих псевдонимах, каждый из которых является по-своему знаковым. Стогoff┘ Это "Мачо не плачут", но не "Камикадзе". Это миноги и бейлис в дорогих клубах, но никак не драная кожанка "а-ля ЧК", в карман которой так свободно ложится револьвер. Роман "Камикадзе" мог написать только простой русский парень, вечно бритый и ходящий в "косухе", по фамилии СтогОВ, которому табачный дым от "Беломора" во сто крат приятнее, чем какая-нибудь толстая "Гавана". "Камикадзе" - это роман, главный герой которого вместе с нами, а зачастую и за нас делает однозначный выбор.
Между длинной, уже надоевшей клубной жизнью с бесконечными миногами и двадцатью минутами свободы русский революционер СтогОВ, не оглядываясь, выбирает последнее. СтогОВа-романтика, разумеется, больше манит история профессора литературы, одного из боевиков "Красных бригад" Энрико Фенци, который, вчера прострелив коленные чашечки банкиру Кастеллано, уже сегодня, как ни в чем не бывало, читает лекции "о гомосексуальных мотивах в поэзии Пьеро Паоло Пазолини". Скучный "островок в Средиземном море", каким бы "райским" он ни был, по сравнению с этим просто отдыхает.
"С каждой купленной вами книжки в мой карман капает копеечка. Так что, если эти строки вы читаете, стоя в книжном магазине, большая просьба: дойдите до кассы и купите роман┘"
Конечно, с подобными словами в предисловии настоящие книги не пишутся, но простим Стогoffу весь его навеянный западный меркантилизм. Другое дело, не решил ли он случаем осуществить свою последнюю задумку и выдать на-гора читателю "новый" роман "Пепел империй: в поисках законов историй". Но надо отдать должное автору: сразу видно, что Илья не одну неделю просидел за пыльными библиотечными энциклопедиями по истории. Но толку-то - чуть┘
"Пепел империй┘" написан самым обыкновенным журналистским языком, немного отдающим привкусом прежнего "Коммерсанта". Это - покушение на научноподобное творение, написанное в стиле "Таблоида", обсуждать который в приличном обществе вообще считается плохим тоном. По журналистской привычке, играя, а зачастую выдумывая цитаты 2-тысячелетней давности, Стогoff уверен, что нашел законы истории. Хотя уже на следующей странице можно встретить: "Ни секунды не сомневаюсь, что специалисты в узких областях истории (античники, синологи, медиевисты┘) без труда обнаружат неправильно приведенные в моей книге даты и перевранные имена деятелей". И это все при том, что история - наука крайне точная, которая не терпит ни малейших огрехов в подсчетах, так как это может привести к изменению будущего целых народов. Бесконечные повторы и достаточно фривольный стиль для "научноподобного пособия", на которое претендует "Пепел империй┘", снова и снова отсылает нас в воспоминаниях к разделенному на не связанные друг с другом части "Таблоиду".
По прочтении всего Стогoffа постепенно возникает такое ощущение, что он кроме всего прочего еще и порядочный лентяй, которому глубоко наплевать на литературу, главная цель жизни которого является "заработать ту самую тысячу-другую халявных долларов" и все. Один раз раскрутившись, Стогoff пытается и далее двигаться по инерции, не затрачивая при этом особых сил. Он хочет выехать за счет раскрученного лейбла, маски, известного брэнда с окончанием на "off", содержанием которого интересуются уже не в первую очередь. Продать читателю, к которому он так часто обращается, "кота в мешке" - под видом СУПЕРнового романа (remix remix version) о террористах "какую-нибудь старую книгу". Получается, что под брэндом с шипучим окончанием на "off" скрывается┘ просто халявщик, не желающий элементарно работать┘ Не хочется в это верить. Поэтому и нет вопросительного знака в заголовке. Ведь должен же наконец романтик из "Красных бригад", затянутый в черную кожу, Энрико Фенци - СтогОВ победить полумифический остров в Средиземноморье с миногами и шипучим окончанием на "off"? Или нет?