УВАЖАЕМЫЕ любители интересной литературы! Я принес нам с вами благую весть. Прибыло в полку таких уважаемых и знаменитых литературных премий, как "Кольцо Всевластья", "Ожерелье Донцовой" и "Хроносинкластический Инфундибулум". Славное издательство "ЭКСМО-Пресс" и неинтересный журнал "Знамя" затеяли мегасупер проект под названием "Повести Белкина".
Если вы мне возразите, что благая весть уж семь дней как смердит, я с вами вежливо соглашусь. Но если добавите, что покойный Иван Петрович служил по другому ведомству, то осмелюсь уверять вас в обратном.
Поощряя жанр повести, учредители премии поощряют и "память жанра" - неотъемлемые его качества, к каковым относятся внятный, динамичный сюжет, исторический оптимизм и остроумность конструкции.
Именно за это издревле любимы народом "Повесть о Петре и Февронии", "Повесть о настоящем человеке", "Повесть о том, как Иван Никифорович двух гусей прокормил" или "Один день Ивана Денисовича (повесть)". За внятный, оптимистичный сюжет, за исторический динамизм и необременительную длину конструкции.
"Будь проще, и к тебе потянутся люди!" - как бы советуют отцы-учредители премии и Первый состав жюри. Однако это тенденция, о которой стоит подумать.
* * *
Литературное дело все отчетливее толкают в объятья общенародного дела. Вот и Борис Кузьминский, притча во языцех моя, недавно сказал, что в прозе для него важнее всего сюжет - это, мол, как мелодия в музыке┘ Под его словами теперь, грубо говоря, подписались Фазиль Искандер (председатель), Борис Дубин, Сергей Чупринин, Сергей Юрский и Алла Латынина. Алла Николаевна подписалась и под опубликованной в # 47 "Литературки" статьей, в которой она отказывается от снобистского наследства Ортеги-и-Гассета, разделившего культуру на "высокий" и "низкий" изводы.
Честно сказать, не знаю┘ Мелодия - это, конечно, неплохо. Но вот был такой выдающийся мелодист - сэр Пол Маккартни. И был такой просто Джон Леннон, который все песни строил на одной-единственной фразе. Он стал харизматическим лидером поколения - под его двухаккордное Give Peace a Chance воспитанные люди встают, а под Jealous Guy испытывают томление и рыдают. Сэр же Пол так и остался кем был - выдающимся мелодистом для easy listening, коммерчески успешным сэр-Полом.
Насчет "высокого" и "низкого" искусств говорят, что - да, их придумали Ортега с Гассетом-Данилевским. Что раньше, мол, не было никаких "высоких" и "низких", а были только Моцарт и "Капитанская дочка". И что, таким образом, fit for fun - это естественное состояние музыки-литературы-искусства.
Допустим. Но Ортега и Гассет все равно их разделили. И все равно потом случился постмодернизм, чтобы кровью своих приспешников и прислужников склеивать рвы и пересекать границы.
Да я же и сам, бывалоча! С Курицыным, бывалоча┘ "Что, брат Курицын?" "Да так, брат, все так как-то┘"
В общем, склеили. Впору распарывать на фиг обратно. Ибо вот нельзя теперь на полосе "Массолит" писать про Акунина и Пелевина - про них надо писать на полосе "Настоящий Худлит, где Большие". Ну это, положим, еще ладно, но в "Массолите"-то надо писать про Перумова и Бушкова!..
Вот уж, как говорила Фаина Раневская, "идите в жопу". Не знаю, как Курицын, а я теперь за Большое искусство.
В принципе вопрос о том, что с нами будет после постмодернизма, которому все силы отданы, как Богу уши, давно меня немножко волнует. Ответили на него сама жизнь и мой друг Кирилл Куталов-Постолль. Он сказал, что началась эпоха постинтеллектуализма. Это когда Иван Куликов не хочет писать про античную литературу, а хочет про комиксы. Когда Ad Marginem издает Болмата. Когда "Повести Белкина", и так охота ругаться матом, что прям берешь и ругаешься.
Русский литературный постинтеллектуализм - это преобладание ремесла над таинством, техники над органикой, технологий над Кастальским ключом. И Маринина пишет роман - она ведь умеет писать романы┘ И в финал национальной премии наряду со святым Александром Прохановым попадают конъюнктурщики Быков и Болмат.
Когда люди говорят: "Однако Бушков пишет ремесленно безупречные боевики", это меня пугает. Я бы предпочел услышать: "Не, Бушок зажигает, типа того".
Потому как ведь Рики Мартин и Garbage тоже пишут ремесленно безупречные боевики, но слушать надо Тома Уэйтса и Residents. Чтобы не превратиться в "Европу-плюс" что-то такое. В злобного зрителя с километром соплей. Это насчет мелодий в музыке, да.
Чтоб всегда было солнце, чтоб нива жизни не угасла, надо слушать People like us и Coil. А еще песню Breaker группы Accept и весь Motorhead до восемьдесят шестого года! И Джима Моррисона - мама, I wanna fuck You! И группу Carcass - йес, мама, бум-бум! А так же дыддыддыд дыд дыддыддыд ды дыддыдддыд дыд ды дыдыыдыд ды дыдыд ды ды ддды - это, как вы правильно догадались по ритмическому рисунку, забытая где-то возле розового портвейна Nirvana, а именно - Bleach. О, как бы я сейчас заслушал портвейн и блич, а потом все бы это вылизал и занюхал!
Брынбрыннн нн нннн нн нн ннннннн нн нн ннннннн нн нн ннннннннн нн нн ннннннн нн нн ннннннн нн нн ннннннн нн нн ннннннн нн нн ннннннн нн нн нннн нн ннн, - сбацал Кобэйн на гитаре, только тут пробелы тоже надо считать, это вам не Бушков, бым, бым, ыб б дддыды бдыды бджы ды быб дыбы ды бы ыды дддыбыбыб дыб ыд быд быд быд быд быд быд быд дыбыдыбыдыбыдыб ыдыбы ыдыбыбыбыбы быбыбы бы быбыб ыб быбыб ыб быбыб бы быбыб бы быбыб бы быбыб быы ы ыб ыб быбыб бы быбыбы быбыбыб ыб джлывоадывхжэщзш взззззззззззззз!!!!!!!!! Да.
Потому что в музыке главное - слова, а в литературе главное - чувства.