ДВЕ ПРОШЕДШИЕ недели в выставочном зале на Малой Грузинской было на одно окно больше. Повторяя мифологический подвиг царя Петра Алексеевича, профессор, доктор философии Алексей Алексеевич Кара-Мурза организовал "литературно-художественно-политический проект "Окно в Европу", в рамки которого уместились выставка, дискуссии, обсуждения и презентации почти десятка книг.
Как и положено исполнителю роли царя-строителя, Кара-Мурза блистал разнообразием талантов и интересов. Кроме привычного амплуа историософа (была представлена его новая книга "Как возможна Россия?") и необходимой роли организатора проекта, Алексей Алексеевич явил себя зрителям как автор фотовыставки, одноименной всему проекту. Ее составили работы, сделанные в Санкт-Петербурге (по мнению Кара-Мурзы, это и есть "Европа в России") и странах западной Европы. "Один из моих предков, Николай Михайлович Карамзин, продолжил сделанное Петром и прорубил еще одно окно, написав "Письма русского путешественника, - говорит автор. - Мои фотографии сделаны почти в тех же местах, о которых тогда писал он".
Дискуссия одного из дней, 20 сентября, была целиком посвящена именно этой проблематике "Россия и Европа". Но на самом деле актуальным для собравшихся (как, вероятно, и для устроителей) был несколько иной поворот: европейское в России. На ту же тему выводили и книги философа Владимира Кантора, представленные в этот день в рамках проекта, - "Феномен русского европейца" и ""...Есть европейская держава". Россия: трудный путь к цивилизации". История складывания культурно-политических партий XIX века по-прежнему остается модельной для современной российской действительности.
Не случайно в названии дискуссии следующего дня, которую вел публицист Денис Драгунский, возникло именование одной из них: "С кем вы, русские западники? (отечественная либеральная журналистика в преддверии выборов)". Правда, предположение, согласно которому все русские западники (даже из числа журналистов) обязаны находиться в одном политическом лагере, да еще непременно отчетливо окрашенном в фирменные цвета либерализма, выглядит некоторой натяжкой. Да и антоним к слову "западник" ныне подобрать сложно, а это, без сомнения, говорит о размытости обеих идеологических альтернатив.
Вообще весь проект продиктован впечатлением современных российских западников, что "маловато Европы стало у нас в последнее время, да и сама она от нас старается закрываться. Приходится рубить новое окно".
Что-то и ускользает, что-то не дается. Вот, к примеру, книга "Новые Вехи", выпущенная в этом году в честь 90-летия сборника "Вехи" и представлявшаяся в рамках проекта 27 сентября на вечере частого автора "НГ" и одного из создателей книги Валентины Федотовой. Те прежние, девяностолетние, "Вехи" были не только восприняты современниками как интеллектуальный взрыв, но и раскуплены несколькими тиражами, так что в конце концов даже стали весьма выгодным в финансовом смысле предприятием. Нынешние же - и злободневные, и увлекательные, и подкрепленные социологическими подходами, - нынешние же "Новые" остаются пока утехой профессионалов, читающих все подряд для узкого внутреннего круга.
Возможно, более продуктивным может оказаться традиционный популяризаторский подход и язык. Новую книгу Алексея Руткевича "Что такое консерватизм" представляли в рамках того же проекта в прошлую пятницу. Это внятное описание политического феномена одновременно снаружи и изнутри - консерватизм глазами просвещенного консерватора. Хоть слово это и страшит немного постсоветского человека, все еще вспоминающего консерваторов времен развитого и самого прогрессивного строя, но чем дальше, тем более становится привлекательным.
Может быть, и потому, что обещает немного покоя после бурноватых последних лет, в известной мере скомпрометировавших сами идеи реформ и модернизации (хотя вопрос о том, проводились ли они реально в России 90-х, остается открытым). Однако книги Леонида Полякова, представленные еще 17 сентября в процессе дискуссии "Проблемы российской модернизации", выстроены именно в этой мобильной, вечно изменчивой перспективе. Одна называется "Трудный путь России в современность: модернизация как деархаизация", другая - "Как Россия нас обустраивает?"
Взаимное обустроение России и россиян продолжается. Большую страну как одеяло растягивают противонаправленные идеи и интересы, работа политических партий и ангажированных ими интеллектуалов. В две прошедшие недели одно из таких направлений демонстрировало свои коллективные воззрения. Как сказал автор и устроитель проекта Алексей Кара-Мурза: "Культурная Европа для меня - то место, в котором должна быть Россия". Отчетливо и недвусмысленно. Цели определены, задачи поставлены...