БЕНГАЛЬСКИЙ ПОЖАР
Ксения Букша. Мы живем неправильно: Рассказы, повесть. – М.: АСТ, Астрель, 2009. – 316 с.
Книгу Букши приходится хвалить так же автоматически, как издательству – выносить на ее обложку приговор Дмитрия Быкова: «Ксения Букша – нормальный двадцатипятилетний гений». И вроде лестно, но до какой поры сама по себе одаренность должна оставаться главной заслугой автора?
Планка читабельности в самом деле легко взята молодой питерской писательницей. Она умеет занимать, умилять и смешить. О книге ее рассказов хочется наговорить милых слов: подарите друзьям, читайте в очереди к врачу, там про любовь, про жизнь – и подобные рекомендации, которые читателя убеждают гораздо больше иных разборов и толкований.
Я особенно ценю веселое человеколюбие Букши, ее умение эксцентричным путем прийти к утверждению простых житейских норм. Это фраевская «школа»: занимательное морализаторство чудака. И пусть название книги Букши вас не обманывает – она учит правильным вещам: рожать, доверять сердцу, обретать себя.
Но вот от чего бы хотелось избавить Букшу – так это от имиджа «чудесного ребенка» в литературе. А для этого всего и надо: ответственней работать с текстом. Писательнице с талантом и опытом Букши непростительны безвкусные финалы, вдруг включающие «роды.doc» («┘приходит молоко. Вот нахлынул жар, набухли груди┘ Ты чувствуешь его маленькие посасывания┘») или закольцовывающие шутку («Это все ты насоветовала!» – ругался я на Мирку┘»). По сравнению с уровнем удачных рассказов в книге – почти провальны слащавая история о девочке, воровавшей мандарины и дарившей прохожим бенгальские огни (меж тем рассказ открывает книгу), глуповатая антиутопия о борьбе за права «другой цивилизации» крыс (не говоря уже о затасканности этой аллегории в литературе), явно ранняя (можно и не заглядывать на сайт «Дебюта», где она значится в списке 2005 года), кричащая эксцентрикой повесть «Все оттенки серого», в которой таланта действительно больше, чем смысла.
Как «нормальному» гению, Букше дано делать «нормальную» литературу. Но ждем от нее литературы «неправильной» – не подстроенной остроумно, не боящейся выйти за рамки заданного смысла.