Лучшее за год 2006: Научная фантастика, космический боевик, киберпанк/ Под ред. Г.Дозуа. – СПб.: Азбука-классика, 2006, 896 с.
Это второй сборник американской фантастики «Лучшего за год», изданный в России, и 22-й подготовленный легендарным Гарднером Дозуа. Залогом столь завидного долгожительства издательского проекта служат и имя составителя, и его литературный вкус.
Один из основных выводов, которые можно сделать после прочтения сборника, касается разительного отличия самого понятия «фантастика» среди англо- и русскоязычных читателей. В противовес продолжающимся спорам о мейнстриме и фантастическом гетто американские фантасты не чураются плавания в «основном потоке» и литературных экспериментов. В этом велика заслуга читателей, обладающих достаточным вкусом и умом, чтобы читать и премировать не только фэнтезийные эпопеи и бесконечные космические сериалы, но и произведения иного рода. Так, например, Маргарет Этвуд была удостоена и фантастических наград.
Среди представленных в сборниках произведений к категории ярких межжанровых экспериментов можно отнести рассказы Паоло Бачигалупи, Джеймса Патрика Келли, М. Джона Гаррисона (к слову, последний и вовсе является культовым писателем для новой генерации писателей-фантастов, так называемых «Новых Странных», которых и к фантастике-то отнести уже трудно). Вероятность появления подобных произведений на страницах аналогичных отечественных сборников стремится к нулю – уж больно мало они похожи на то, чем заполняются российские НФ-серии. Американцы в этом смысле смелее – они не боятся не только печатать такие произведения, но и перепечатывать их, обращаю особое читательское внимание.
Впрочем, антология также содержит рассказы и повести более традиционных авторов, уже известных отечественному читателю: Вернора Винджи, Пола Ди Филиппо, Стивена Бакстера и других.
Представленные в сборнике произведения весьма разнообразны и по своей тематике, и по стилю, и по художественным достоинствам. На страницах антологии нашлось место и исследовательским экспедициям в глубины космоса (психологический этюд Нэнси Кресс «Шива в тени»), и расследованиям частного детектива (блестящая стилизация под жанр нуар Джеймса Патрика Келли «От мужчин одни проблемы»), и проблемам колонизации далеких планет («Ладони Бога» Майкла Ф.Флинна), и путешествиям во времени («Честное скаутское» Терри Биссона), и даже реалиям стран третьего мира («Дели» Ванданы Сингх). Встретятся российскому читателю в рассказах американских фантастов и Маяковский (однофамилец), и Ульянов-Ленин (тот самый).
Впрочем, наиболее значительным и отрадным является не столько количество (28) и качество (высокое) вошедших в книгу произведений, сколько сам факт издания этого (и предыдущего) сборника на русском языке. Именно по малой форме нужно судить о состоянии фантастики в целом. И за возможность ознакомиться с квинтэссенцией действительно современной (все рассказы вышли на языке оригинала в 2004 году) американской фантастики, сравнить с положением дел в фантастике русскоязычной и сделать, возможно, далеко идущие выводы издателя стоит поблагодарить.
В любом случае до выхода подобных сборников русской фантастики должно пройти немало времени, необходимого для появления авторитетного в широких кругах составителя, и, главное, отказа от формирования сборников по вассальному принципу, ведь большинство ведущих российских писателей сотрудничают только с одним издательством, и к их публикациям на стороне относятся весьма ревностно.