0
1197
Газета Проза, периодика Интернет-версия

01.12.2005 00:00:00

Гамлет со слуховым аппаратом


Новый мир

Евгений Шкловский. Рассказы. Пара странных, но вполне житейских историй, главное в которых не сюжет, а жизнь подсознания, проступающая сквозь быт. Молодой инвалид боится сесть за руль после того, как в горячей точке подорвался на мине и чудом остался жив (рассказ "Поехали"). Чересчур любопытный студент сталкивается с охраной крутого загородного коттеджа (рассказ "Похищение"). Шкловский соорудил из этих коллизий изящные психологические этюды.

Анатолий Друзенко. Przeprasham. Варшавская история. Документальная проза бывшего собкора "Известий" в Варшаве. Время действия - конец семидесятых. "Солидарность", рабочие забастовки, Лех Валенса, канун московской Олимпиады. В каждом абзаце, в каждой строке - двойной взгляд на события, раздвоенность сознания, много раз на дню перейденная граница между правдой и ложью. "В мемуарах фраза Брежнева напечатана латынью: "U tebia contra. Nada wziat za mordu. My pomorzem"┘ Легко сказать - "взять"! Кого? Легко сказать - "контра". Это рабочие-то?" Отличить контрреволюцию от революции очень просто. Пламенные революционеры - за нас. Против нас - отпетая контра. Не это ли происходит сейчас на Украине и в Грузии? Не этого ли так боятся в России?

Александр Сопровский. Далекая птица. Принято считать, что поэты "Московского времени", у истоков которого стоял Сопровский, категорически предпочитали реальность абстракции и работали со словом предельно конкретно, помещая его в грубый и зримый контекст. Несколько иное впечатление складывается из этой подборки. Вроде бы стихи - о том, что здесь и сейчас. А с другой стороны, все это очень похоже на сновиденье или замедленное кино. "Еще движенья сохраняли вялость,/ И свет лился холодною волной./ Сознанье понемногу размывалось/ Как будто в оболочке слюдяной./ А рядом со ступеней перехода/ Средь освещенной, выпуклой земли/ Бесшумные скопления народа/ На площадь оживленную текли". Публикация приурочена к пятнадцатилетию со дня смерти поэта.

Игорь Клех. Любовь под подозрением. Эссе об "Анне Карениной". О том, что роман вышел совсем не таким, каким задумывал его "Толстой-моралист, положивший вторую половину жизни на то, чтобы опровергнуть заблуждение, что миром якобы движет любовь. К счастью, создание Анны Карениной" пришлось на зазор между двумя половинами".

 

Знамя

Герман Садулаев. Одна ласточка еще не делает весны. Осколочная повесть. Осколочная - и потому, что речь в ней идет о Чечне, где продолжают рваться снаряды, и потому, что написана фрагментами, осколками сознания, пораженного чеченской войной. Сюжета в привычном понимании у повести нет. Но есть внутренний, психологический сюжет: выбор между родиной и теплом, между любовью и жизнью, комфортом и неминуемой смертью. Отсюда и птичьи метафоры: "Они просто прилетают домой, но в этом нет иной логики, кроме логики любви, поэтому каждый год мы думаем: когда прилетят ласточки? А может, они не прилетят? Если в мире больше не осталось любви, если родина - это там, где тебе тепло, они не прилетят. Значит, и нам не нужно здесь жить, значит, каждый должен искать место, где ему будет теплее".

Владимир Рецептер. Юбилей, станционный смотритель┘ "Давай не будем видеться. Теперь/ нам столько лет, что мы бы не узнали/ по результатам жизненных потерь/ двух хищников, которых мы играли". Жизнь - игра, литература - театр. Вполне понятная позиция для человека, как Рецептер, всю жизнь посвятившего театру. Недаром же в подборке его новых стихов - посвящение Теняковой и Юрскому. Другая тема - национальный вопрос. Один из вечных, наряду с "Что делать?" и "Кто виноват?". Нет на него ответа, и картина печальней некуда: "Сижу и молчу, опершись на кулак,/ для тех и для этих изгой и чужак".

Константин Ваншенкин. Законы жанра. Жанр - это старость, перед которой поэт отступает, не покоряясь ей окончательно. Многое уже поздно, зато самое время для блистательных афоризмов в стихах. О женщинах, о войне, о болезнях и дальних странах. И для легких эротических зарисовок: "Вновь пробралась к нему, как мышь,/ В горячий сумрак сеновала./ Он повторял чуть слышно: "Т-ш-ш-ш┘",/ И шепотом она стонала".

Александр Мелихов. Красный Сион. Красный Сион - Биробиджан, куда пытаются попасть мальчик Бенцион Шамир, сын польских евреев, и сапожник Берл, его друг. Ключ к происходящему - в своеобразной молитве Берла: "Берл впадал в транс и читал уже окончательно на память, раскачиваясь, будто за чтением Торы". А дальше следует речь Калинина. В том-то и дело, что этому поколению Тору заменили речи советских деятелей. Еще одна цитата по тому же поводу: "А кого распяли на этой звезде? - без особого интереса поинтересовался Бенци, и Шимон, крякнув, задумался. - Не знаю, Ленина не распинали┘ Может, всех нас?" Но, похоже, сам Мелихов главным в трагедии довоенного и военного еврейства считает совсем другое: "Нашему народу красивая легенда о себе сейчас нужнее всего. А вот если мы просто издохнем как животные┘" Вопрос в том, как умереть, красиво или не очень. Речь о том, чтобы жить, попросту не идет.

 

Октябрь

Алексей Рубан. Три дня и три ночи. Повесть. Михаил Наринский. Скотти. Рассказ. Под рубрикой "Новые имена" два одинаково вялых и претенциозных текста. Оба автора щеголяют названиями рок-групп и наркотиков, оба стремятся выжать слезу из читателя и невыносимо кокетничают. Достаточно сказать, что героя повести зовут Шмерц, а героев рассказа - Ники и Скотти. То ли молодая литература вконец оскудела (вроде бы нет), то ли вменяемые писатели этого поколения игнорируют редакцию "Октября".

Мария Кретинина. Папа нью-йоркский и его иконы. Эссе о художнике Энди Уорхоле, создателе поп-икон, которые так хорошо прижились в современной России. "У нас вроде бы и темы те же - от национальной гордости ("Икона-икра" и "Водка "Столичная") до национального ужаса вроде чеченской войны┘ и исполнение такое же, а ощущение от наших картин другое. Американский поп-арт жизнерадостен и самодоволен, русский - как-то уныл".

Леонид Андрулайтис. "Дневник писателя" Ф.М. Достоевского как прообраз сетевой публицистики. Довольно поверхностная попытка увязать традицию литературного дневника с сетевыми блогами. На эту тему в свое время исчерпывающе высказался Дмитрий Быков в докладе "Достоевский и психология русского литературного интернета". Добавить к тексту Быкова Андрулайтису явно нечего.

Вальтер Колоновский. Игра у Синявского: набоковские соотношения. Ефим Гофман. Бред и чудо. Поэтика метаморфоз у Синявского. Материалы конференции "Андрей Синявский - Абрам Терц: облик, образ, маска", посвященной 80-летию писателя. Автор первой статьи - профессор Канзасского университета, второй - композитор и эссеист.

 

Дружба народов

Александр Хургин. Записи. Поиски жанра, приоткрытая дверь в мастерскую писателя, у которого не идет серьезная вещь, и вот он набрасывает все, что приходит в голову, в надежде, что фрагменты сами сложатся в единое целое. Результат довольно бессвязный, но, надо отдать должное, местами смешной до слез. "Вася Пыпыч, он вообще-то работает в православной газете большевистского толка "Спасайся, кто может", но дома тайно от работодателей и своего духовника делает за отдельные деньги еврейскую газету "Шалом". С некоторых пор он называет себя "Реб Божий Вася". Или другой пример: "Почему-то подонки всегда самые ярые патриоты. Видимо, свое подонство по отношению к людям они пытаются уравновесить своей любовью по отношению к родине┘ Это лишний раз понимаешь, стоя на обочине дороги в дождь в ожидании маршрутного такси. Ты стоишь, а они несутся по мокрому, по лужам. Зная, что сейчас тебя с ног до головы окатит┘ Но с другой стороны, возможно, не все они - патриоты". Хороша и запись о весне: "Трудно стало с наступлением тепла на улицу выходить┘ Столько красивых женщин-девушек там ходит - хоть плачь. Хорошо еще - среди них попадаются те, которые в прыщах и с кривыми ногами". Но вершиной лично я считаю фрагмент "О зависти": "У Петра Ивановича┘ было восемь жен. По отдельности у него было восемь жен, в порядке живой очереди и в соответствии с конституцией, а также с правом на труд. Конечно, Петр Сергеевич Петру Ивановичу завидует. Потому что у самого у него было всего лишь только семь жен. И все семь - так случайно совпало - бывшие жены Петра Ивановича". Хармс да и только!

Ундине Радзявичуте. Strekoza. Литовская писательница дала своему тексту подзаголовок "Такой вот роман". Насчет романа можно поспорить, но опыт получился интересным и необычным, по крайней мере для российской традиции. История об одиночестве сентиментальной и одновременно циничной женщины. О ее жизни в пустоте, среди чужих людей, без корней и привязанностей. Очень европейская по ощущениям вещь, где ремарковская традиция накладывается на модное сейчас фрагментарное письмо с элементами дневниковой записи. Каждый фрагмент сочится еле сдерживаемой мизантропией, помноженной на юмор, за которым полная безнадега. Кончается все, как у Ремарка, - смертью любимого человека и космическим одиночеством.

Марюс Ивашкявичус. Четвертый раз, или Литовские метаморфозы. Ироничные размышления молодого литовского писателя об истории своей страны и том, что изменилось с 1991 года, когда Литва, по выражению Ивашкявичуса, "оттолкнулась от айсберга".

Донатас Банионис. Из мемуаров. Война, "Мертвый сезон", "Солярис", встреча с Феллини и другие этапы большого пути главного (для России) литовского киноактера.

 

Звезда

Глеб Бобров. Чужие Фермопилы. Жесткий, почти документальный рассказ о стойких оловянных солдатиках, бессмысленности подвига и безжалостности советской армии. "Вот он - Азадбаш. В моей памяти сейчас название этого узбекского поселка четко ассоциируется с иными звучными названиями других населенных пунктов - Аушвиц, Треблинка, Майданек". Автор - участник афганских событий 1982-1985 годов.

Сергей Гандлевский. "Безумных лет угасшее веселье┘". Александр Сопровский. Письма к Сергею Гандлевскому. В посланиях покойного Сопровского, одного из самых интересных поэтов поколения конца семидесятых - начала восьмидесятых, помимо алкогольной темы постоянно всплывает тема преследований со стороны властей (в шутливом ключе) и опасения перлюстрации. Кому нужна была переписка двух люмпенов, недоумевает Гандлевский. Пригов объяснял прыть "конторы глубокого бурения" необходимостью бороться хоть с кем-нибудь в отсутствие серьезных противников. Я же думаю, что внимание органов - следствие глубокого чувства внутреннего достоинства, которое позволяли себе сохранять аполитичные вроде бы поэты на фоне общего морального разложения. Тут расхождения не только эстетические, но еще и этические. Другая причина - их постоянные перемещения по стране. Ведь путешествия - лучшая школа свободы и независимости.

Игорь Смирнов. Режиссер собственной персоной. Обстоятельное исследование, посвященное сталинизму и звуковому кино, тоталитарной природе самого массового из искусств и тоталитаризму как таковому.

Владимир Рецептер. Булгаковиада. Рецептер проецирует булгаковские проблемы с театром на современный ему БДТ. В центре повествования - письма Мастера о возможной постановке "Кабалы святош" и вполне реальный спектакль ("Мольер") в постановке Юрского. Действующие лица - Басилашвили, Мариэтта Чудакова, сам Рецептер, Эдуард Кочергин и другие.

 

Нева

Владимир Рецептер. "У меня в ушах бананы┘". Еще одна грустная байка из жизни петербургских артистов. 1995 год. В привилегированную больницу попадают два Гамлета, больные, старые, плохо слышащие. Один из них Бруно Фрейндлих, другой - некто Р., видимо, сам Рецептер. Лежат и рассуждают о глухоте, физической и душевной. Я бы не называл это рассказом. Перед нами скорее эссе или беллетризованный мемуар.

Вячеслав Влащенко. Почему в воровском мире был культ Есенина? Потому, считает филолог и преподаватель педагогического университета Влащенко, что Есенин воспел природную жизнь и в стихах его слышится "материнский плач". Так воспринимают поэзию Есенина "блатные - люди, погубившие свою душу, но сохранившие память о детском рае". Влащенко сталкивает несколько мнений - Жигулина, Шаламова, Романа Гуля, цитирует поэта Марину Кудимову: "Чем же потрафил наш лирик убийцам и насильникам? Вероятно, сентиментальным раздрызгом, нервической экзальтацией, приятной расшатанной психике блатаря, всегда нуждающейся в допинге. Уголовники почуяли в Есенине слабину безответственности, которой они особо привержены в отношениях с "фраерами". Наверное, никто из русских поэтов, заключает Влащенко, так, как Есенин, не выразил чувство влюбленности в себя, жалость к себе и плач над собой. А поскольку Есенина любит вся страна, то что-то можно сказать, наверно, и о стране.

Константин Фрумкин. Миссия инженера. Сравнительный анализ "Бессильных мира сего" Бориса Стругацкого и "Дневника наркомана" Алистера Кроули. И то и другое Фрумкин относит к жанру философской фантастики. И там и там, если вдуматься, воспет труд, творческое преобразование реальности. В этом исследователь видит сходство дореволюционной и постсоветской эпох.

Игорь Яковенко. Терроризм. Главное преимущество этой, в сущности, банальной статьи - почти академическая, словарная точность формулировок. Например: "Суть шантажа террористов состоит в том, что либеральному обществу присущ естественный пацифизм, страх крови своей и чужой. Противостояние террориста и либерального государства - это противостояние двух культур, кардинально различающихся ценой человеческой жизни". Ничего нового. Но кто-то же должен был сформулировать эти вещи.

 

Москва

Александр Мишарин. Решение. Повесть о тщетных поисках прошлого отдельно взятым персонажем по имени Сергей Александрович. "Ну что я тут делаю? Все изменилось! Ни одного знакомого лица! Вот и парадная дверь стала другая. Куда подевались огромные, с хрустальными краями стекла? Разве что огромная медная ручка, надраенная, отмытая, сияющая, на месте!" А с другой стороны, что он еще ожидал увидеть? Застывшее время? Вечные пятидесятые? Тут ведь дело не в распаде СССР и не в смене одного поганого строя другим поганым. Нормальная физиологическая цепочка: кончается юность, проходит зрелость, потраченная на пустяки, начинается старение. Чем оно кончается, знает каждый. Решение чувствительный Сергей Александрович принимает несколько мелодраматичное, но в целом понятное: "Достал револьвер, машинально взвел курок... И выстрелил - недрогнувшей рукой - себе в правый висок..."

Александр Трапезников. Девушка Розмэри. Повесть о провинциальной девушке Даше, которая взяла имя в честь героини Фицджеральда. Вся ее дальнейшая жизнь - путь к себе и своему прежнему имени. Все-таки Розмэри - это не для наших широт.

Сергей Новохатский. Глобализм по-исламски. Статья об угрозе исламского контроля над мировой экономикой. Кто виноват в прогрессирующем "глобализме по-мусульмански"? США, кто же еще. Они у нас завсегда во всем виноваты. А опасность грозит России. Даже погромы в Париже представляют для России непосредственную угрозу.

Наталья Лактионова. Единая Евразия против единой Европы. Старая песня об обломках великой империи, которой противостоят коварные недруги. Единственная надежда на СНГ и лично товарища Лукашенко. Долой гнилых интеллигентов и либералов! Долой зарвавшуюся Америку! Да здравствуют традиционные устои и "евразийский скреп"! Самое удивительное, что пишет все это историк, кандидат наук, сотрудник солидного института. Безумие правит миром.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2041
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1308
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
968
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1274

Другие новости