Роберт Нигматулин. Как обустроить экономику и власть в России: анализ инженера и математика. – М.: Экономика, 2007. – 460 с.
Академик Нигматулин считает, что основное препятствие для стабильного роста экономики России – это социальное неравенство. Ничтожный по современным западным меркам фонд заработной платы порождает недостаточный платежеспособный спрос на продукцию отечественного производства. Деньги не циркулируют в экономике, не происходит умножения капитала, зато идет растранжиривание невосполнимых природных ресурсов и нагуливание жирка в непроизводственных сферах: игорном и рекламном бизнесах, рынке дорогого жилья и предметов роскоши, сферы услуг и развлечений. «Россию губят низкие зарплаты», – резюмирует Нигматулин.
Самое интересное, что в современной России доля ВВП, идущая на оплату труда, не только меньше той, что существует в США, Западной Европе и основных развивающихся странах, но и той, что была в СССР. Это говорит о более высокой норме эксплуатации в нашей стране. В действительности все еще хуже. Дело в том, что при социализме значительная часть потребления и услуг оплачивалась в большей части из госбюджета (из так называемых общественных фондов) и лишь в меньшей части из зарплаты, которая поэтому была очень маленькой. После «шоковой терапии» начала 1990-х годов выведенный из госбюджета доход, вместо того чтобы быть перераспределенным среди граждан России в виде приращения зарплат и пенсий для оплаты хотя бы необходимых товаров потребления по полным (рыночным и покрывающим издержкам) ценам, был передан новым русским на их траты на роскошь. В результате страна лишилась инвестиций, а народ – общественных фондов.
Поднять долю национального дохода, или долю ВВП на оплату труда, по мнению Нигматулина, можно с помощью операции, аналогичной «коронарному шунтированию». В ходе ее на сердце накладываются дополнительные сосуды, сформированные из сосудов самого больного, что позволяет полнее обеспечивать кровью сердце. Такими сосудами должно стать дифференцированное налогообложение – использование прогрессивной налоговой шкалы, как во всех развитых и развивающихся странах. Относительно небольшими «потерями» для богатых можно существенно облегчить жизнь очень бедных и привести к норме расслоение населения по доходам.
В сущности, средней российской семье не так уж много и нужно. Российский стандарт комфортности пока очень скромен – это трехкомнатная квартира, дачный участок в семь-восемь соток, машина с гаражом, возможность отдыха летом, гарантии образования детям, пенсий и медицинского обслуживания. Обеспечить этот минимум для всех граждан российской экономике вполне под силу.