Ален Рено. Эра индивида. К истории субъективности./ Пер. с франц. С.Рындина под ред. Е.Самарской. - СПб.: Владимир Даль, 2002, 474 с.
Ален Рено принадлежит к числу плохо известных в России имен. Хотя у себя на родине Рено - видный философ. Он из поколения тех молодых французских интеллектуалов, чье философское становление пришлось на период после 1968 года - период всеобщей усталости от левого движения и повального перехода философов в стан властей предержащих. Рено той же идеологической закваски. Идеалы либерализма, изрядно потрепанные критикой новых левых, от Бодрийяра до Хомского, для Рено остаются незыблемыми ценностями. Хотя незыблемость - слово не совсем верное. Рено как раз потому и выходит на арену философско-политической дискуссии, что понимает: у идеалов либерального гуманизма сложилась довольно шаткая репутация и для того, чтобы они окончательно себя не дискредитировали, их требуется отредактировать и подновить. Этому и посвящена книга "Эра индивида", вышедшая в 1989 году.
У Рено серьезные противники. Главный из них - Хайдеггер с его концепцией Нового времени как эпохи субъективности и с программой философии, направленной "против гуманизма". Столь же солидный оппонент - Луи Дюмон с его диагнозом индивидуалистической заразы у современной цивилизации. Наконец, против Рено - сама логика современности: в ХХ веке царство суверенного субъекта обернулось кошмаром диктатуры и концентрационных лагерей. Так что о гуманистическом идеале "человека как господина мира" давно уже принято говорить с интонацией разочарования. Провозвестником конца модернизма стал лозунг "смерти субъекта", суливший освобождение от рационалистических пут гуманизма.
Однако это вам не кабинетная абстракция - смерть субъекта, - а политический скандал! Скончался не отвлеченный философский принцип, а гигант мысли и отец современной демократии. Благородное семейство либерализма почувствовало себя брошенным на произвол судьбы.
Как спасти положение? Чтобы отстоять исторические завоевания либерализма - свободный рынок, принцип демократического равенства и человеческой автономии, - Рено проводит различие между понятиями субъекта и индивида и делает козлом отпущения последнего. Помните известный рассказ Марка Твена о двух близнецах, один из которых утонул, но никто не знал, кто именно? Так и у Рено: философская общественность поспешила объявить смерть субъекта, тогда как на самом деле во всех издержках модернизма виноват его брат-близнец - индивид, который уже давно и незаметно для всех произвел подмену ценностей субъективности на ценности индивидуализма и заступил на царство под именем своего брата. С тех пор высшим принципом стали считать не принцип автономии, то есть способность человека давать себе закон, а принцип независимости - право человека на обособленность и исключительность. Тогда-то и наступила эра индивида, эра торжества одной-единственной заповеди: заботы о себе.
Ален Рено пускается во все тяжкие историко-философского расследования, чтобы зафиксировать тот момент, когда произошла роковая подмена. Он снова и снова перетрясает наследие Декарта и Лейбница, пытаясь уловить индивидуалистическую тень пока еще единого по виду понятия субъекта. И находит. Там, где Хайдеггер видел апофеоз философии субъективности - в лейбницевской "Монадологии", - Рено усматривает рождение философии индивидуализма. Вся последующая история европейской философии, от Юма и Канта до Ницше и Хайдеггера, предстает как развитие философии индивидуализма. Ницше с его проповедью "совершенной личностности", разумеется, является апостолом индивидуализма, Хайдеггер - его патологоанатомом.
Нетрудно догадаться, какой вывод делает Рено: Хайдеггер не ошибся в диагнозе, но обманулся в пациенте. Умер не субъект, а индивид. А субъект очень даже жив. И пути субъекта неисповедимы. Правда, не в том смысле, что божественное провидение выведет человека к свету истины. Как и для подавляющего числа современных мыслителей, для Рено восстановление метафизики столь же невозможно, сколь и нежелательно. Соответственно и субъект после "конца метафизики" уже не тот, что прежде. Утверждать абсолютную автономию субъекта сегодня не берется и сам Рено. Для него "автономия - всего лишь тот горизонт смысла, по отношению к которому субъект должен мыслить свою деятельность: без такой ориентации субъект полагал бы себя как машину или вещь, что было одновременно абсурдно (ни вещь, ни машина не полагают себя в качестве таковых) и вело бы к отрицанию всякого этико-юридического пространства (как же обстоит дело с этикой и правом в отсутствие ответственности, а значит, того горизонта автономии, без которого идея ответственности теряет всякое свое значение?)┘ В силу этой констатации┘ нельзя не согласиться, что Идея автономии может сохранить определенное значение, которое крушением метафизических иллюзий в отношении субъекта никак не затрагивается".
И это главное, что дает сегодня новая философия либерализма человеку. Пусть даже это всего лишь право на очередную иллюзию.