0
1546

27.02.2003 00:00:00

Право на иллюзию

Тэги: Рено, эра, индивид


Ален Рено. Эра индивида. К истории субъективности./ Пер. с франц. С.Рындина под ред. Е.Самарской. - СПб.: Владимир Даль, 2002, 474 с.

Ален Рено принадлежит к числу плохо известных в России имен. Хотя у себя на родине Рено - видный философ. Он из поколения тех молодых французских интеллектуалов, чье философское становление пришлось на период после 1968 года - период всеобщей усталости от левого движения и повального перехода философов в стан властей предержащих. Рено той же идеологической закваски. Идеалы либерализма, изрядно потрепанные критикой новых левых, от Бодрийяра до Хомского, для Рено остаются незыблемыми ценностями. Хотя незыблемость - слово не совсем верное. Рено как раз потому и выходит на арену философско-политической дискуссии, что понимает: у идеалов либерального гуманизма сложилась довольно шаткая репутация и для того, чтобы они окончательно себя не дискредитировали, их требуется отредактировать и подновить. Этому и посвящена книга "Эра индивида", вышедшая в 1989 году.

У Рено серьезные противники. Главный из них - Хайдеггер с его концепцией Нового времени как эпохи субъективности и с программой философии, направленной "против гуманизма". Столь же солидный оппонент - Луи Дюмон с его диагнозом индивидуалистической заразы у современной цивилизации. Наконец, против Рено - сама логика современности: в ХХ веке царство суверенного субъекта обернулось кошмаром диктатуры и концентрационных лагерей. Так что о гуманистическом идеале "человека как господина мира" давно уже принято говорить с интонацией разочарования. Провозвестником конца модернизма стал лозунг "смерти субъекта", суливший освобождение от рационалистических пут гуманизма.

Однако это вам не кабинетная абстракция - смерть субъекта, - а политический скандал! Скончался не отвлеченный философский принцип, а гигант мысли и отец современной демократии. Благородное семейство либерализма почувствовало себя брошенным на произвол судьбы.

Как спасти положение? Чтобы отстоять исторические завоевания либерализма - свободный рынок, принцип демократического равенства и человеческой автономии, - Рено проводит различие между понятиями субъекта и индивида и делает козлом отпущения последнего. Помните известный рассказ Марка Твена о двух близнецах, один из которых утонул, но никто не знал, кто именно? Так и у Рено: философская общественность поспешила объявить смерть субъекта, тогда как на самом деле во всех издержках модернизма виноват его брат-близнец - индивид, который уже давно и незаметно для всех произвел подмену ценностей субъективности на ценности индивидуализма и заступил на царство под именем своего брата. С тех пор высшим принципом стали считать не принцип автономии, то есть способность человека давать себе закон, а принцип независимости - право человека на обособленность и исключительность. Тогда-то и наступила эра индивида, эра торжества одной-единственной заповеди: заботы о себе.

Ален Рено пускается во все тяжкие историко-философского расследования, чтобы зафиксировать тот момент, когда произошла роковая подмена. Он снова и снова перетрясает наследие Декарта и Лейбница, пытаясь уловить индивидуалистическую тень пока еще единого по виду понятия субъекта. И находит. Там, где Хайдеггер видел апофеоз философии субъективности - в лейбницевской "Монадологии", - Рено усматривает рождение философии индивидуализма. Вся последующая история европейской философии, от Юма и Канта до Ницше и Хайдеггера, предстает как развитие философии индивидуализма. Ницше с его проповедью "совершенной личностности", разумеется, является апостолом индивидуализма, Хайдеггер - его патологоанатомом.

Нетрудно догадаться, какой вывод делает Рено: Хайдеггер не ошибся в диагнозе, но обманулся в пациенте. Умер не субъект, а индивид. А субъект очень даже жив. И пути субъекта неисповедимы. Правда, не в том смысле, что божественное провидение выведет человека к свету истины. Как и для подавляющего числа современных мыслителей, для Рено восстановление метафизики столь же невозможно, сколь и нежелательно. Соответственно и субъект после "конца метафизики" уже не тот, что прежде. Утверждать абсолютную автономию субъекта сегодня не берется и сам Рено. Для него "автономия - всего лишь тот горизонт смысла, по отношению к которому субъект должен мыслить свою деятельность: без такой ориентации субъект полагал бы себя как машину или вещь, что было одновременно абсурдно (ни вещь, ни машина не полагают себя в качестве таковых) и вело бы к отрицанию всякого этико-юридического пространства (как же обстоит дело с этикой и правом в отсутствие ответственности, а значит, того горизонта автономии, без которого идея ответственности теряет всякое свое значение?)┘ В силу этой констатации┘ нельзя не согласиться, что Идея автономии может сохранить определенное значение, которое крушением метафизических иллюзий в отношении субъекта никак не затрагивается".

И это главное, что дает сегодня новая философия либерализма человеку. Пусть даже это всего лишь право на очередную иллюзию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2082
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1337
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
994
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1305

Другие новости