Презентация журнала "Критическая Масса" проходила в воскресенье в двух залах гостиницы "Националь" - Владимирском и Московском.
Собственно, никакой презентации в привычном смысле не было. Не было стола на возвышенности, за которым бы расположилась редакция-именинница. Не было запоздавших гостей, озирающихся по сторонам в поисках лишнего стула. Не было ни приветственного, ни заключительного слова главного редактора, ни вопросов из зала об идейной наследственности молодого издания. Не было и приглашения организаторов продолжить чествование фуршетом, поскольку организаторы, фонд "Прагматика культуры" и главный редактор "Критической Массы" Глеб Морев, решили опустить всю официальную часть презентации и ограничились второй - главной! Особенное впечатление на не избалованную ресторанами академическую публику произвел молочный поросенок.
Гости, впрочем, были самые разные. На презентацию пришли поэт и депутат Мосгордумы Евгений Бунимович, начальник экспертного управления администрации президента Симон Кордонский, член Совета Федерации Сергей Анохин, генеральный директор издательства "АСТ" Андрей Герцев, галерист Марат Гельман, художник Олег Кулик, арткритик Екатерина Деготь, литературный критик Лев Аниннский, философы Валерий Подорога и Юрий Кимелев, издатель и публицист Модест Колеров, ректор Института психоанализа Сергей Зимовец, издатель Александр Иванов и многие другие.
Пришлась ли всем по вкусу кухня "Националя", не знаю, но решение фонда потчевать гостей шведским столом гарантировало как минимум иллюзию внимания к вкусам каждого. В общем, никаких программных выступлений, никаких обещаний. Если только не считать все действо искусной метафорой.
Ведь в самом деле, почему бы не заменить последнее слово в известной присказке "человек есть то, что он ест" с "ест" на "читает"? В век победившей идеологии потребления это более чем уместно. Тогда и вся акция приобретает иной контекст.
Вот поднимается гость по лестнице и видит стопку новеньких журналов "КМ". Это своего рода меню, которое нужно хотя бы пролистать. Приходит в зал. Там его сначала поражает красота десертного стола. Сочные яблоки, апельсиновые пирожные, белоснежные торты, украшенные яркой клубничкой. Это эссе Олега Арансона о порногорафии и беседа Игоря Смирнова об эротике в литературе и интернете - то, что бросается в глаза и что оставляют напоследок. Горячее. На первое - экзотический суп из белых грибов (рубрика "Актуальный архив" с публикацией записей Лидии Гинзбург), его замечают, но многие проходят мимо. Все спешат к блестящим контейнерам с рыбой и мясом. Тут есть чем поживиться. Нежнейшая свинина в кисло-сладком соусе (статья Олеси Туркиной и Виктора Мазина о романе Александра Проханова "Господин Гексоген"). Слегка перченые бараньи биточки (интервью акциониста Александра Бренера об отношениях современного художника с властью и обществом). Чудесные, тающие во рту рулетики из судака (беседа Елены Рабинович и Аркадия Блюмбаума о двух бестселлерах - "Гарри Поттере" и романах Б.Акунина). Небольшой, но хорошо продуманный ассортимент маринадов: перевод статьи Алена Бадью о терроризме и несколько рецензий на новопереведенных Хомского и Жижека.
Особым успехом, как уже говорилось, пользовался молочный поросенок. Его с большим удовольствием вкушали все, и мало кто задумывался о том, какую свинью обещает подложить лично ему "Критическая Масса", когда наберет вес.
Так или иначе, все остались довольны. Все было, как и обещал нам в прошлом номере "EL-НГ" Глеб Морев, очень качественным. Свежим. В журналистике, как и в кулинарии, это и есть самое главное.