Никлас Луман. Власть. - М.: Праксис, 2001, 256 с.
НА ВОПРОС, насколько известно в России имя Никласа Лумана, трудно дать внятный ответ. С одной стороны, нельзя сказать, что совсем неизвестно. Оно то и дело мелькает в дискуссиях социологов, ссылку на него нет-нет да встретишь в какой-нибудь пухлой диссертации или монографии, изданной тиражом в сотню экземпляров, краткую справку о Лумане можно найти в словаре или в учебнике по теоретической социологии. С другой стороны, ни один разговор о Лумане не идет дальше самых общих соображений, так что даже у малоинформированного читателя или слушателя неизменно возникает ощущение, что ему видна только верхушка айсберга, большая часть которого по-прежнему скрыта под водой.
Собственно, так оно и есть. И не потому, что Луман написал множество книг, ни одна из которых не доступна по-русски. Дело в том, что в отличие от большинства социологов-теоретиков, работающих на разном материале с помощью одной и той же относительно простой гипотезы, Луман попытался создать многомерную теоретическую конструкцию, своей сложностью отвечающую сложности объекта. Луман, пожалуй, один из последних теоретиков большого стиля, создатель единой теории, претендующей на сугубую научность и охватывающей все важнейшие сферы современной жизни.
К идее создания такой концепции Луман пришел в ходе реализации двух других исследовательских проектов, таких же объемных, но, несомненно, гораздо более скромных по своим задачам. Первый - пятитомное "Социологическое просвещение", попытка прояснения самих оснований возможности научного осмысления общества в ситуации современного кризиса традиционных европейских ценностей. Второй - четырехтомник "Структура общества и семантика", в котором прослеживается историческая эволюция основных смыслов и ценностей европейского общества. В точке пересечения исторических изысканий и методологических рефлексий и родился его итоговый проект - начатый в 1988 г. цикл книг "Экономика общества", "Наука общества", "Право общества", "Искусство общества", увенчанный на пороге нового тысячелетия последней обобщающей работой "Общество общества". В нем Луман попытался синтезировать важнейшие философские и естественнонаучные концепции ХХ века и дать на их основе описание и анализ всех процессов, протекающих в современном обществе и образующих его сложнейшую структуру. Удивительно, впрочем, не то, что мыслитель, явно принимающий всерьез все основные постулаты постмодерна, задался подобной целью, а то, что ему удалось ее достичь.
"Власть", первая большая публикация Лумана на русском языке, представляет читателю не итоги этой огромной работы, а как бы промежуточный этап. Однако все основные интуиции, положенные в основу системной теории, можно увидеть уже в ней. Уже здесь Луман представляет общество как систему событий, связь между которыми определяется смыслом, соединяющим и разграничивающим различные сферы поведения индивидов. Уже здесь власть рассматривается как самостоятельный и не зависящий от других код, обеспечивающий коммуникацию (в таком же ключе Луман интерпретирует право, деньги, любовь). Уже здесь Луман пытается осмыслить фундаментальный парадокс самоописания, который составляет своеобразие общества как системы. Выбор удачен еще и в другом отношении. В России любая книга о власти вызывает массу злободневных ассоциаций, которые облегчают доступ к обобщающим выкладкам. Тем более что пишет Луман достаточно сложно. Его стиль, сочетающий аналитическую сухость и неспешность с иронией и многослойной образностью, труден даже для немецкого читателя, а уж переводчику создает немало трудностей, с которыми, надо признать, Александр Антоновский прекрасно справился.
Нетрудно предсказать, что на русской почве саженцы лумановской системной социологии быстро пустят корни и дадут множество побегов. Ничто не пользуется в России таким успехом, как универсальные и всеобъемлющие теории. В науках об обществе создание такой теории всегда было проблемой - слишком трудно согласовать общие мировоззренческие декларации с чересчур запутанными реалиями современного общества. В разное время на эту роль с переменным успехом пробовались марксизм, психоанализ, семиотика и семиология. Системная теория общества, плод многолетних изысканий Лумана, просто обречена на участие в подобном конкурсе. Посмотрим, что из этого получится.