Когда в начале 80-х фильм "Через тернии к звездам" появился в прокате, публика воспринимала его благодарно - как фантастику с человеческим лицом. В картине Ричарда Викторова по сценарию Всеволода Можейко (Кира Булычева) ценили простое земное обаяние. Прошло 20 лет. Пленки терялись, хранились в ужасающих условиях и, естественно, портились. Страна преображалась. Но вот фильм обновлен и оцифрован стараниями режиссера новой версии Николая Викторова (сына Ричарда Викторова) и продюсера Михаила Косырева. У прежних героев появились новые голоса, в том числе даже голос Дмитрия Харатьяна. Но атмосфера прежних "Терний┘" каким-то образом уцелела. Фильм проявил феноменальную живучесть, а иными словами - законсервированность. Что ж, консервы были излюбленным продуктом советской эпохи.
Мы разменяли третье тысячелетие. Но все так же забавен профессор Пруль - светское чудище вроде осьминога, которое панически боится "хищника", то есть земного кота. Все также впечатляет пунцовое тесто биомассы, тянущееся своими жадными имперсональными лапами к живым людям - добрым, злым и морально неустойчивым. Все такой же милой, потусторонней и недоступной остается найденная в космосе Нийя (Елена Метелкина).
Правда, раньше фильм любили именно за отсутствие социалистического привкуса - он давал надежду, что идея советского государства к 2222 году станет неактуальна. Теперь действующие лица "Терний┘" умиляют как идеализированные советские герои с комплексом всесилия. Они спокойны за свой будущий день и век. У них все в порядке дома. Они всегда готовы прилететь на помощь в другую галактику.
В остальном же оказывается, что режиссер говорил с аудиторией на универсальном языке. В уютных земных интерьерах, на умных космических кораблях и на загрязненных пустошах далекой Дессы развернут весь набор вечно актуальных жизненных позиций и состояний. Обыденная незлобивая ворчливость - и духовно-эротическое тяготение. Терзания амбициозных натур - и самоотверженная этика спасателей. Близорукая оголтелость бедствующих - и жестокая прагматика дельцов. Наименее страшной в силу своей умозрительности как была, так и осталась глобальная экологическая катастрофа. А самым понятным и неотвратимым горем в астральном будущем вновь кажется любовь без будущего.
Можно долго перечислять слабости "Терний┘", но не они сейчас важны. За последнее десятилетие у нас не было создано фильма, сопоставимого с добротным семейным кино Ричарда Викторова. Никакой своей фантастики - потому что это сейчас неподъемно дорого. Никаких ненатужно и неслащаво добрых приключений - потому что "добрые" сюжеты сейчас выстраиваются не по велению души, а по велению творческого долга и коммерческой сообразности. Кино разучивается быть сложным, но не научается быть простым. В отсутствии у нас новых шедевров популярного кино "Через тернии к звездам" смотрится как попытка "гуманитарной помощи" из прошлого - нынешним тинейджерам. Но нужна ли она им, знакомым с кучей американской фантастики?