Соловьев.
Кино с сердечком
УЖЕ ДАВНО ходили слухи, что Сергей Соловьев окунается в следующий, вполне международный по духу, проект "Елизавета и Клодиль". С двумя центральными героинями - русской и француженкой. Но перед этим автор "Ассы" решил снять сугубо русское кино. Поначалу Соловьеву на ТВ предложили сделать небольшой, недорогой и новогодний фильмик по водевилю "Медведь" Чехова. Однако Соловьев мыслит масштабами полноценного большого и не так чтобы дешевого кино. Поэтому он сочинил сюжет не по одному "Медведю", а еще по двум чеховским рассказам - "Доктору" и "Володе".
Картина носит визуальное название "О╘". Режиссер утверждает, что нарисованное сердечко он предпочитает слову "любовь" потому, что слово уже затерто до неприличия. Но ведь и значок тоже давно взят на вооружение китчем - от плакатов объяснения в нежных чувствах каким-нибудь политикам до конфетных коробочек в форме картонных или пластиковых сердец. Одно несомненно: об этом прибамбасе с сердечком будут дискутировать на все лады, что всегда способствует популярности - еще до всякого завершения и даже начала съемок. Сейчас идет поиск подходящей для "О╘" российской натуры.
Среди предполагаемых актеров - муза соловьевского кинематографа Татьяна Друбич и Александр Абдулов. Говорят, на пробах его так загримировали, что он совершенно перестал походить на самого себя. Что ж, в "Доме под звездным небом" Абдулов уже сыграл в уникальной для себя эксцентрической манере и был трудноузнаваем. Соловьев умеет извлекать из актеров то, чего в них не видят и не желают раскапывать другие режиссеры. Вероятность успеха "О╘" прогнозировать трудно. Соловьеву в свое время совсем не удались "Три сестры". Но он же снял когда-то "Станционного смотрителя" - хрустально лаконичного и полного почти пушкинской светлой печали. За судьбой сердечка Соловьева мы будем внимательно следить.
Двое Бодровых.
Road movie - продукт клаустрофобии
Сергей Бодров-старший занят совместным проектом российской кинокомпании СТВ и немецкой "Pandora Film". Лирическое название "Медвежий поцелуй" возбуждает ассоциации из мифологии - от древнего фольклорного жениха-медведя до всем известной коллизии из бессмертного "Обыкновенного чуда". Но прежде всего зритель получит road movie. Речь пойдет о бродячем цирке. Начинается действие в Санкт-Петербурге, цирк на Фонтанке. А дальше пошло-поехало: Швеция, Германия, Испания. Нетрудно догадаться, что в картине задействован Бодров-младший. Наличие российского звездного актера подразумевает соответственно западную звездную актрису. (Так продолжается опыт "Quickie", где в пару Владимиру Машкову была приглашена Дженнифер Джейсон Ли.) Здесь это будет шведская звезда Ребекка Лилльеберг (известная по фильму "Покажи мне любовь"). Вот и очередной инверсионный парафраз на классическую тему "француз и русская барышня".
Но подспудным психологическим мотивом нынешних road movie видится не любовное настроение, а новейшая страсть к туризму, подстегиваемая глобальной клаустрофобией. Последняя - еще и следствие неизжитых советских страхов. Дорога через разные страны в идеале должна быть бесконечной, а движение - непрерывным. Чтобы некогда было где-нибудь захлопнуться железному занавесу. Впрочем, есть в road movie и синдром неприкаянности. Европа становится "общей", но перестает быть домом.
Балабанов и Бодров-младший.
Чеченские пленники
Еще Сергей Бодров-младший играет пленного русского офицера в Чечне - в проекте "Война" Алексея Балабанова. По "Брату" и "Брату-2" было очевидно, что именно сюжет "вечной брани" воспринимается Балабановым как универсальная жизненная ситуация наших дней. Балабанов, несомненно, прав. Просто когда кругом сплошной экстремум в окружающей мирной жизни, сюжеты о какой-либо большой войне в "традиционных" формах войны кажутся не очень нужными. Вот в советские мирные годы много снимали про войну. В постсоветские времена больше всего снимают про криминал. Остро - и без рискованной политики. Это шире известно по личному опыту, легче психологически "присвоить", чтобы запереживать на всю катушку. Но Алексей Балабанов очень чуткий и цепкий режиссер. Он сможет заставить почувствовать зрителя, что мы все "кавказские пленники" - просто пока выпущенные под залог других пленников. Эту тему неожиданно оттеняет и акцентирует сама фигура Бодрова-младшего. Ведь в последнее время он так прочно сросся с имиджем благородного и неуловимого киллера┘
Астрахан печет мелодрамы
Дмитрий Астрахан - режиссер, который явно считает, что "кина" должно быть много. Лишь бы оно являлось коммерческим и мелодраматическим. Осенью в прокат выйдут фильмы "Желтый карлик" и "Подари мне лунный свет".
Сейчас Астрахан завершает работу над мелодрамой из американской жизни "Леди на день". Когда-то был такой очаровательный штатовский фильм о полунищей одинокой женщине, которая находит свою дочь, выходящую замуж за испанского аристократа. И вся шпана американских трущоб, мафия и полиция помогают героине обрести счастье. Олег Данилов написал свою пьесу на этот сюжет. А разыгрывать в кино его будут Марина Неелова, Олег Табаков, Инна Ульянова, Александр Калягин. Остается молиться на незаурядных актеров. Потому что еще не забыт спектакль "Леди на день", который Астрахан поставил в московском Театре имени Пушкина. Ничего более картонного, чем слезы, вздохи, вскрики и умильные улыбочки персонажей этой постановки, представить себе невозможно. В последнее время Астрахан снимал крайне необязательные коммерческие фильмы, которые было глупо смотреть специально и за деньги в кинотеатрах. На ТВ "Леди на день" появится в начале 2002 года. Любопытно, прорвется ли эта мелодрама в большой прокат и станет ли хитом.
Ледогоров.
Из Новой Зеландии - к родным терниям
В октябре фантастический хит 1980 года "Через тернии к звездам" режиссера Ричарда Викторова выйдет в постсоветский свет отреставрированным. Неопремьера состоится в кинотеатре "Пять звезд", который должен открыться на улице Бахрушина. У современной версии картины цифровой звук и усовершенствованное изображение. А в финале вместо слова "Конец" авторы предполагали пустить на весь экран фразу "Все кадры планеты Десса сняты в Советском Союзе". В свое время цензура воспротивилась такому завершению. Теперь можно. Для переозвучания весной специально прилетал аж с "чердака мира" Вадим Ледогоров преподаватель актерского мастерства в Новой Зеландии. На встрече с журналистами сказал, что дышит там у себя, в Новой Зеландии, свежим воздухом. Эта фраза символически подчеркивала экологический статус ремейка. В проекте принимает активное участие российское представительство Всемирного фонда дикой природы. В 80-е годы всем было плевать на экологию гибнущей планеты Десса и СССР. Просто отсутствие свободы передвижения по реальной горизонтали компенсировалось полетами по фантастической вертикали - в иные галактики, в иные века. Если "Через тернии к звездам" завоюют зрительские симпатии сейчас, то уже в качестве акции эскапизма - назад, в уютные советские хиты, которые выглядят особенно мило с тех пор, как стали историей.