0
11952
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

17.11.2020 20:17:00

Кто оплатит миротворческую операцию в Карабахе

Ежегодное пребывание российских военных в зоне конфликта обойдется как минимум в 35–50 миллионов долларов

Юрий Сигов

Об авторе: Юрий Игоревич Сигов – журналист-международник.

Тэги: армения, азербайджан, карабах, нагорный карабах, война, соглашение, миротворцы, расходы

Обострение конфликта вокруг Нагорного Карабаха - все статьи по теме


армения, азербайджан, карабах, нагорный карабах, война, соглашение, миротворцы, расходы Фото сайта mil.ru

Временное (подчеркиваю это слово) прекращение военных действий в Нагорном Карабахе и размещение в зоне соприкосновения армянских и азербайджанских вооруженных сил российских миротворцев на данном этапе снизило шанс на полномасштабную войну Баку и Еревана. Многие эксперты сейчас пытаются просчитать, кто же от этого перемирия выигрывает, какие страны (Турцию упоминают в первую очередь) укрепили свое присутствие в Закавказье и кого (здесь чаще других фигурирует Россия) потихоньку оттуда выдавливают.

А между тем весьма важным остается и вопрос финансирования пребывания российских миротворцев в Нагорном Карабахе, которых сейчас исключительно за счет российского бюджета – но, судя по всему, надолго – разместили в этом регионе. С учетом же того, что мандат миротворцев определен в пять лет и даже планируется как минимум его один раз продлевать, то за такие сроки на их содержание кому-то придется выплачивать очень серьезные деньги.

Уже подсчитано, что ежегодное пребывание российских миротворцев в зоне конфликта обойдется в сумму от 35 до 50 млн долл. (и это в случае, если Армения и Азербайджан не возобновят военные действия в Карабахе раньше, что никто и никому гарантировать не сможет). В то же время решение финансового вопроса на базе прецедентов именно по миротворческим миссиям вполне достижимо – в том числе и с международным участием.

В середине 1990-х годов мне доводилось принимать участие со стороны ООН в переговорах с представителями правительства Анголы по поводу финансирования на тот момент крупнейшей миротворческой миссии этой организации, насчитывавшей более 7 тыс. военнослужащих. И тогда достаточно активно обсуждался вопрос покрытия расходов на содержание этого ооновского контингента не только из взносов стран-членов, но и за счет (хотя бы частично) ангольского руководства (доходы от продажи полезных ископаемых, в частности нефти и алмазов). Переговоры те завершились ничем, поскольку одна из сторон конфликта (вооруженные отряды УНИТА) категорически не желала присутствия ооновских миротворцев на ангольской территории и создавала им массу помех.

Между тем еще в советские времена, сначала когда у власти в Москве был Хрущев, а затем Брежнев, позиция Москвы по финансированию ооновского миротворчества предусматривала, что при необходимости развертывания таких сил в результате агрессии одного государства против другого покрытие расходов могло бы осуществляться за счет агрессора. Естественно, что сразу же возникали противоречия относительно термина «агрессор» и кто кого таковым посчитает.

В те годы все базировалось на классово-идеологической основе, а посему ни разу ООН так и не смогла заставить «агрессора» заплатить за поддержание мира силами этой организации, потому как ни одна сторона конфликта никогда себя таковой не признавала. Где-то с середины 1990-х довольно активно продвигалась идея финансирования ооновских миротворцев хотя бы частично за счет природных ресурсов принимающего миссию государства (в той же Анголе, Кот-д’Ивуаре и недавно – в Демократической Республике Конго). Однако идея эта своего практического развития так и не получила.

А вот правительство Кипра добровольно оплачивает миротворческую операцию ООН на острове, если мне не изменяет память, на 40% ее бюджета. Кстати, была идея поделить расходы на самую старую по времени нахождения миссию в Кашмире между Индией и Пакистаном, но там обе стороны считают правыми только себя и не желают оплачивать пребывание ооновской миссии. Тут, правда, стоит отметить, что обе миссии – довольно небольшие по численности и не предусматривают развертывания дорогостоящих и многочисленных воинских контингентов.

А что можно было бы сделать с содержанием миротворцев в Карабахе? Кто-то уже предложил содержать эту миссию либо за счет правительств Армении и Азербайджана, либо «по-дружески попросить» армянских и азербайджанских бизнесменов, базирующихся в России, скинуться на столь деликатное дело. Насколько подобное реально, или все-таки расходы будет нести за миротворческую миссию в этом регионе исключительно российский бюджет?

Начну с того, что нынешняя российская миротворческая операция в Карабахе не была одобрена Советом Безопасности ООН. Соответственно и шансы на то, что такое одобрение состоится, крайне невелики – прежде всего по политическим причинам (а именно из-за негласного неприятия в любом виде миротворческой роли России ключевыми западными государствами). Да и само предложение о рассмотрении подобного вопроса на Совбезе, похоже, российской стороной даже не вносилось – по тем же самым причинам.

Тем не менее карабахский вопрос в повестке дня работы СБ ООН стоит – и не первый год. Вариантов в этой ситуации два. Либо Россия все-таки попытается вынести данный финансовый вопрос на заседание Совбеза и попробует получить за содержание миротворческого контингента средства из казны ООН. Либо будет финансировать миссию сама с возможным привлечением неких денежных средств со стороны обоих участников конфликта.

Что касается первого варианта, то даже если СБ ООН и согласится на открытие в Карабахе своей миротворческой миссии, туда кроме России гарантированно будет послан военный и гражданский персонал других государств, чего Москва вряд ли захочет. Помимо всего прочего, придание этому конфликту сугубо международной подоплеки может серьезно подорвать именно российское влияние в регионе, тем более что «заместить» Россию в Закавказье желающих более чем достаточно.

Второй вариант финансирования миротворческой миссии требует решения уже сегодня. Ведь находиться российские военные в этом не самом приветливом во всех отношениях регионе могут долго, там придется создавать и всю инфраструктуру, и ротировать воинский контингент, направлять туда военную технику и транспортные средства. А это с каждым месяцем потребует все более существенных расходов. Что при целом ряде серьезных международных проблем (санкции, низкие цены на энергоресурсы) создаст на российский бюджет дополнительную нагрузку. 


Читайте также


Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
5108
Ищите друзей поблизости. Об Армении откровенно и с надеждой

Ищите друзей поблизости. Об Армении откровенно и с надеждой

Борис Подопригора

0
6403
Лукашенко обсуждает торговлю Белоруссии с Оманом...

Лукашенко обсуждает торговлю Белоруссии с Оманом...

Светлана Гамова

Ереван – условия безвизового режима Армении с ЕС

0
4339
Киев готов менять ситуацию "на земле" еще полгода

Киев готов менять ситуацию "на земле" еще полгода

Владимир Мухин

Кроме США у Украины есть немало союзников, способных помогать деньгами и оружием

0
9626

Другие новости