Фото Reuters
В октябре прошлого года турецкая армия и подконтрольные ей отряды боевиков-исламистов в ходе военной операции «Источник мира» захватили город Рас-эль-Айн, что на севере Сирии. С тех пор жизнь людей в крупном регионе этой страны, где проживают примерно 1 млн человек – курды, арабы, ассирийцы, армяне, езиды, – превратилась в кошмар. Люди неоднократно лишались доступа к питьевой воде из-за перекрытия ее подачи с водонасосной станции «Алук», расположенной в пяти километрах от Рас-эль-Айн и поставляющей воду в провинцию Хасаке.
Какими бы ни были причины перекрытия воды и кто бы за этим конкретно ни стоял, вину за перебои, безусловно, несут те, кто взял на себя ответственность за этот район, – турецкие военные. До операции «Источник мира» таких острых проблем с обеспечением водой там не было.
Как считают партнеры Института востоковедения РАН из числа сирийских курдов, вода стала использоваться в качестве оружия, чтобы наказать тех, кто не желает жить под властью исламистов. Напомним, что к аналогичной тактике неоднократно прибегали боевики «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) как на севере Ирака, так и на территории Сирии. Так, перед началом своего широкомасштабного наступления в 2014 году они перерезали водоснабжение ряда населенных пунктов в иракской провинции Найнава, а в 2017-м препятствовали нормальному водоснабжению сирийского Алеппо.
Те, кто попал в Сирии под турецкую оккупацию, говорят, что Анкара пришла туда не как посредник в мирном урегулировании многолетней гражданской войны, а с долгосрочными планами колонизации сирийской территории. Подтверждением является замена в провинции Идлиб и в районах Эль-Баб, Азаз, Джераблус в торговых операциях сирийского фунта на турецкую лиру. На заправках, в магазинах, в кафе теперь принимают только ее или американские доллары.
В местах, находящихся под прямым турецким управлением, нормой стало вывешивание на административных зданиях турецких флагов, а в служебных кабинетах местных чиновников и в школах – портретов президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Большинство вывесок на административных зданиях теперь на двух языках: арабском и турецком. В Тель-Абьяде, Эль-Бабе, Азазе, Джераблусе, несмотря на наличие местных советов, реальная власть принадлежит губернаторам турецких приграничных провинций. Там открываются отделения турецкой почты, выполняющие одновременно функции отделений турецких банков. Представители местных администраций, полиция, учителя, медработники заработную плату получают в турецких лирах через эти отделения.
В турецкой валюте стали получать содержание и местные имамы. Их деятельность контролируется через турецкое управление по делам религий, которое открыло на сирийской территории и свои религиозные школы.
В октябре 2019 года Турция открыла три отделения в качестве филиалов университета Газиантеп (Школа экономических и административных наук в Эль-Бабе, Школа исламоведения в Азазе и Школа образования в Африне). В этом году организован еще один филиал турецкого вуза. Министерство образования Турции осуществляет надзор за системой образования в целом.
Жителям выдаются турецкие документы, удостоверяющие личность. Продукция, произведенная на этой сирийской территории, маркируется как «произведено в Турции».
Что касается провинции Хасаке, то она находится под управлением местных органов самоуправления, созданных Силами демократической Сирии (СДС). В них входят представители практически всех народов, проживающих на северо-востоке Сирии. Они готовы к диалогу с Дамаском о будущем страны, но это расходится с планами Анкары, использующей в том числе воду в качестве инструмента давления на СДС.
По данным сотрудников международных организаций, работающих в Сирии, в этом году Турция не менее 13 раз отключала подачу воды в Хасаке со станции «Алук». В самый жаркий месяц – август и в разгар эпидемии коронавируса воды практически не было. Чтобы хоть как-то решить водную проблему, там в срочном порядке роют колодцы и бурят скважины. Однако зачастую добываемую воду нельзя использовать даже на бытовые цели из-за ее засоленности. Кроме того, употребление воды из неглубоких колодцев без предварительной очистки в условиях отсутствия канализации и жаркого климата чревато вспышками массовых желудочно-кишечных заболеваний. Вода же, доставляемая автоцистернами, стоит дорого и не по средствам многим. В складывающихся условиях речи о соблюдении гигиены не идет – люди запасают воду исключительно для питья.
Право на воду официально признано в 1999 году Генассамблеей ООН как основное право человека. На это обращает внимание в письме генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу и глава Сирийской Православной Церкви патриарх Антиохийский Игнатий Ефрем II. По мнению оказавшихся под властью Анкары сирийцев, разрешить проблему будет нельзя без ухода Турции из района Тель-Абьяд – Рас-эль-Айн и передачи его законным властям Сирии.
комментарии(0)