Фото David McNew/Getty Images
В арабской прессе говорят о скором восстановлении дипломатических отношений между официальным Дамаском и Эр-Риядом. Лишним поводом обсуждать возвращение Сирии в «арабскую семью» стали ремонтные работы перед зданием в центре сирийской столицы, которое раньше принадлежало посольству Саудовской Аравии, непримиримого противника президента Сирии Башара Асада. Дипломатическая миссия королевства была закрыта в марте 2012 года – на фоне силового сопротивления, которое правительство Сирии оказало оппозиции. Не исключено, что саудовские дипломаты возвратятся в Дамаск, как и представители Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Даже если отношения между странами будут вестись непублично, это дает повод говорить о том, что сирийское правительство почти прорвало изоляцию в арабском мире.
Несколько дней назад близкая к правительству сирийская ежедневная газета «Аль-Ватан» процитировала неназванный дипломатический источник, который подтвердил, что за закрытыми дверями обсуждается постепенное восстановление работы саудовского дипломатического представительства в сирийской столице. Пока непонятно, готова ли Саудовская Аравия говорить об этом во всеуслышание. В этом году государственный министр иностранных дел Адель аль-Джубейр делал заявление, согласно которому позиция его страны по поводу работы саудовских дипломатов в Дамаске остается прежней. Очевидно, что в своих официальных выступлениях королевство продолжит сохранять осторожность. Это немудрено: на протяжении долгого времени Саудовская Аравия, как и ее ближайшие соседи, считалась прямым спонсором сирийской оппозиции.
Не исключено, что на предполагаемый процесс нормализации отношений между Дамаском и Эр-Риядом повлияла российская дипломатия. 2 декабря спецпредставитель российского президента по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев и заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Вершинин были приняты в Дамаске Асадом. В официальном сообщении российского дипведомства сообщалось только о том, что «состоялось развернутое обсуждение развития ситуации «на земле» в свете необходимости восстановления территориальной целостности и единства Сирии с учетом интересов всех этноконфессиональных групп населения, а также важности продолжения борьбы с террористами». Кроме того, по этим данным, были рассмотрены задачи оказания комплексного гуманитарного содействия Сирии без предварительных условий и политический процесс. Вполне вероятно, что связи с саудовцами были одной из тем.
Небольшим, но важным признаком «реабилитации» Асада в глазах саудовского правящего дома стал недавний визит, который нанесла в Эр-Рияд делегация сирийского Союза журналистов во главе с его председателем Мусой Абдель-Нуром. По официальной версии, во время поездки сирийцы не проводили переговоров с какими-либо саудовскими чиновниками. Абдель-Нур заявил арабоязычной прессе, что дело ограничилось «диалогом с коллегами из Ассоциации журналистов Саудовской Аравии». Это была деловая поездка, а не политическая, подчеркнул председатель Союза журналистов Сирии, однако в то же время дал понять, что без политической воли и одобрения соответствующих саудовских ведомств подобный визит не был бы возможен.
В Дамаске восстановили свою дипломатическую работу уже свыше 10 арабских государств. В прошлом году на подобный шаг решились Эмираты. Поверенный в делах ОАЭ в Дамаске Абдул Хаким Ибрагим ан-Наими, выступая год назад на открытии посольства в сирийской столице, сообщил, что такой прагматизм необходим для противодействия турецкой и иранской экспансии в Сирии. Однако, выступая в этом году на дипломатическом приеме в честь национального дня ОАЭ в Дамаске, ан-Наими пошел дальше, заявив о приверженности укреплению отношений между Абу-Даби и Дамаском. «Мы просим Аллаха, чтобы безопасность и стабильность смогли воцариться в Сирии под мудрым управлением президента Башара Асада», – добавил ан-Наими. Заявление дипломата вызвало бурю возмущения среди западных экспертов и политиков.
Процессу размораживания отношений между Дамаском и аравийскими столицами во многом поспособствовала начатая 9 октября турецкая военная операция «Источник мира», которая затронула северо-восточные районы Сирии. После нее стало понятно, что арабская солидарность перед лицом турецких и иранских амбиций в регионе сильнее, чем политические или этноконфессиональные противоречия. Тогда аль-Джубейр выступил с осуждением турецкой военной кампании, назвав ее актом агрессии против Сирии. Турок призвали вывести свой контингент из Арабской Республики. Подобное заявление с критикой действий Анкары получило распространение на уровне Лиги арабских государств (ЛАГ), членство в которой Сирия потеряла на фоне активной фазы вооруженного конфликта. Не исключено, что в скором времени сирийское правительство может претендовать на возвращение в ЛАГ.
Если оставить за скобками этическую сторону «реабилитации» Асада в арабском мире, то можно сказать, что восстановление отношений с Саудовской Аравией и ОАЭ – это положительный фактор в процессе взаимодействия Дамаска с арабскими племенными конфедерациями, которые проживают на сирийской территории: представители некоторых из них населяют и Саудовскую Аравию. Однако полное возвращение к уровню тех дипломатических связей, которые были у Дамаска с арабскими странами до гражданской войны, пока вряд ли возможно: для этого сирийскому правительству нужно гарантировать, что этноконфессиональный баланс в стране будет соблюден в полной мере. Дипломатический «аванс» со стороны стран Персидского залива накладывает определенную степень ответственности.
комментарии(0)