Фото GettyImages
Несмотря на заявления о том, что в Сирии появился свет в конце тоннеля, обстановка там продолжает оставаться напряженной. Речь идет прежде всего о провинции Идлиб, где около 9 тыс. кв. км, или около 5% территории страны, находится под контролем запрещенного в РФ сирийского отделения «Аль-Каиды» – группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ), которую чаще называют по ее первоначальному названию «Джебхат ан-Нусра».
Прогнозы по действиям в Идлибе созданного там джихадистами «правительства спасения» полностью оправдываются. Публичные казни несогласных с политикой радикалов стали повсеместным явлением. Всех жителей обязали посещать мечети, контроль над которыми взяли проповедники из «Аль-Каиды». Идет принудительная мобилизация для восполнения боевого потенциала джихадистов. При этом мобилизованных предупреждают, что их родственники становятся заложниками ХТШ.
Закрыты все восемь частных университетов. Там обучалось 1,5 тыс. студентов. Из-за отсутствия финансовых средств может быть закрыта 61 школа из 137 функционирующих. В них обучались 14 тыс. детей. Решение этой проблемы в планы «правительства спасения» вряд ли входит. У него другие заботы, главная из которых – контроль потоков завозимых товаров и грузов из Турции через пограничные переходы «Баб Эль-Хава» и «Баб Эс-Салам». Кстати, турецкие власти под предлогом заботы о гражданском населении этому не противодействуют. Джихадисты в ответ не препятствуют снабжению турецких блокпостов в Идлибской зоне деэскалации.
Отмечается активизация действий формирований ХТШ в южной части Идлибской зоны деэскалации, в том числе с применением тяжелого оружия, включая реактивные установки залпового огня. В последней декаде января российским Центром по примирению враждующих сторон зафиксировано 56 обстрелов позиций правительственных сил и населенных пунктов со стороны радикалов, в результате которых погибли трое и ранены 10 сирийских военнослужащих.
Турецкая армия имеет в Идлибе около десятка наблюдательных пунктов, но она сместила свой фокус внимания дальше на восток, где готовится к наступлению на курдов. В нем предполагается также участие протурецких формирований из так называемой Национальной сирийской армии. О том, что операция может начаться в ближайшее время, свидетельствует развертывание мобильных армейских госпиталей в провинциях Газиантеп, Шанлыурфа и Мардин, граничащих с Сирией.
Категорически против турецкой интервенции выступают часть курдских и арабских отрядов из состава Сирийских демократических сил (СДС). Большие надежды они возлагают на Россию.
Серьезное дестабилизирующее влияние на обстановку в Сирии оказывают США, которые ведут себя как собака на сене. Американцы то заявляют о своем уходе, то говорят, что уйдут только после создания зоны безопасности на границе с Турцией, с одной стороны, обнадеживая курдов, а с другой – внося еще больший разлад в их среду. Дело в том, что одни выступают за диалог с Дамаском, а другие заявляют, что он возможен только при выполнении ряда условий, не учитывая при этом, что время изменилось и можно потерять все.
Не прекращаются боевые действия в Заевфратье с формированиями «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ). Отрядам СДС удалось взять под контроль населенные пункты Хаджин, Масасна, Марашида, Эль-Багуз Эль-Фокани и Эс-Суса. Курдские формирования СДС активного участия в боевых действиях в настоящее время не принимают. Основную нагрузку несут арабские отряды при поддержке авиации и артиллерии иракской армии.
Большая часть населения – несколько тысяч человек – покинула зону боев по предоставленным им коридорам. На еще подконтрольной джихадистам территории остаются преимущественно члены их семей.
Основу обороны террористов составляют иностранцы, в числе которых есть выходцы из Центральной Азии. Сплошной блокады района не осуществляется. Джихадисты сохраняют возможность перемещаться через пустынные районы и уходить на территорию Ирака в провинции Киркук, Дияла и Найнава.
На этом фоне о готовности к диалогу с Дамаском заявили лидеры племен Восточной Сирии. На конгрессе, прошедшем в конце января в городе Итрия (провинция Хама), они заявили о поддержке территориальной целостности и национального суверенитета Сирии. Это, естественно, не понравилось американцам, хотя, казалось бы, при чем здесь они – ведь Восточная Сирия не является американским штатом.
Не прекращаются удары израильской авиации по сирийской территории. Из Тель-Авива звучат заявления о борьбе Израиля с Ираном на дальних подступах. В действительности это больше смахивает на элемент предвыборной кампании Биньямина Нетаньяху, стремящегося показать избирателям, какой он крутой парень. Это можно расценивать и как попытку Нетаньяху отвлечь внимание от появившихся доказательств помощи со стороны Израиля антиасадовским группировкам не только оружием, боеприпасами и наличными финансовыми средствами, но и ведения в их интересах воздушной разведки и нанесения высокоточных ракетных ударов по выявленным объектам.
Масла в огонь подливают целенаправленные информационные вбросы изданий, связанных с Израилем и Катаром, цель которых – посеять сомнения в российско-турецко-иранское сотрудничество по урегулированию сирийского кризиса или бросить тень на успешных сирийских военачальников. В частности, на командира бригады «Аль-Нимр» («Силы Тигра») генерала Сухеля. Последними такими фейковыми новостями, распространенными некоторыми западными СМИ, стали утверждения о якобы конфликтах между подчиненными 4-й дивизии сирийской правительственной армии отрядами народного ополчения и подразделениями 5-го корпуса армии САР, а также о якобы переброске частей «Хезболлы» и КСИР к израильской границе.
Что делать в складывающейся ситуации? Вывод напрашивается один: под эгидой ООН нужен всеобъемлющий диалог с участием трех стран-гарантов – России, Турции, Ирана, всех соседей Сирии, включая Израиль, Лиги арабских государств, а также США и ЕС. Результаты встречи затем рассмотреть на заседании Совета Безопасности ООН с принятием соответствующего решения.
комментарии(0)