Глаза блистали... Или не блистали? Василий Огонь-Догановский.
Иллюстрация из книги «Панорама искусств 3» (М.: Советский художник, 1980)
В академическом собрании сочинений Пушкина есть такое письмо: «Я с охотою взялся бы выкупить Ваши долги, но срок оным векселям, по словам Вашим, два года, а следующие Вам 24 800 руб. обязан я выплатить в течение 4 лет. Я никак не в состоянии, по причине дурных оборотов, заплатить вдруг 25 тысяч. Все, что могу за Ваш 25-тысячный вексель выдать 20 с вычетом 10 процентов за год – т.е. 18 тысяч рублей, в таком случае извольте отписать ко мне и я не премину чрез Вас или чрез кого Вам будет угодно доставить Вам┘» (черновое письмо А.С.Пушкина Василию Огонь-Догановскому, май–июнь 1830 года).
Хорошо известно, откуда взялся этот долг – Пушкин проиграл эту астрономическую по тем временам сумму за один вечер в 1828 году, и можно сказать, что он вернул его с лихвой – считается, что в «Пиковой даме» под Чекалинским изображен не кто иной, а Василий Семенович Огонь-Догановский.
Но если биография Пушкина известна хорошо, то о Догановском знают далеко не все, хотя, по всей видимости, человек это был незаурядный. Огонь-Догановские (Догоновские) происходили из смоленского шляхетства. После возвращения Смоленска в состав России они перешли в русское подданство, а их род был внесен в дворянскую родословную книгу.
Василий Огонь-Догановский (1776–1838) состоял подпоручиком Петербургского драгунского полка, где с ним произошла неприятная история, которая привела к самым плачевным последствиям. Он оскорбил офицера, получил удар плетью и затем попытался убить своего обидчика – вот вкратце что произошло. Как результат – военный суд, лишение чинов, Шлиссельбургская крепость, где он провел три года и был освобожден по амнистии сразу после убийства Павла I в 1801 году.
Выйдя на свободу, Василий Семенович вскоре женится на Екатерине Николаевне Потемкиной, родная сестра которой была замужем за генерал-майором, петербургским полицмейстером, тайным советником Антоном Михайловичем Рачинским (1769–1825). Им принадлежало и имение со зловещим названием Татево (или Татьево). Дворянский род Рачинских происходит из Польши и известен с ХIII века. Прародителем этого рода, как утверждает легенда, был один из рыцарей королей Мешка I и Болеслава Храброго. Усадьба Татево находится в 14 км от районного центра Оленино и связана с целым рядом знаменитых и интересных людей, принадлежавших некогда к одной многочисленной семье.
Единственный сын Рачинских – Александр – в 1830 году женился на Варваре Абрамовне Баратынской, младшей сестре поэта Евгения Баратынского, который тоже не раз бывал здесь. У супругов было семь человек детей, самым известным из которых стал Сергей Александрович Рачинский (1833–1902) – ученый, профессор ботаники Московского университета, переводчик на русский язык книги Чарльза Дарвина «Происхождение видов».
В 1867 году он добровольно переезжает в деревню, в свое родовое поместье, и посвящает себя просветительской миссии. Человек разносторонних знаний и интересов, он и сам занимался литературным творчеством. Вместе с сестрой Варварой Александровной они издавали «Татевский сборник» с ценнейшими материалами: письмами, рисунками, стихами Баратынского, Жуковского, Фета, Вяземского, которые хранились в имении. Им были написаны статьи о литературе, живописи, музыке. На свои средства Сергей Александрович построил и открыл сельскую школу с пансионом для детей крестьян.
Сегодня от усадьбы сохранилось немного: замечательный пейзажный парк с прудами, различные хозяйственные постройки конца XVIII века, та самая сельская школа Рачинского и фамильный склеп Рачинских. Есть еще в Татеве и небольшой музей, посвященный творчеству Николая Петровича Богданова-Бельского, простого пастушка, ученика школы Рачинского, впоследствии ставшего академиком живописи. Его картины на темы школьной жизни сельской глубинки украшают коллекции Третьяковской галереи и Русского музея. А Бельским он назвал себя потому, что родился на Бельской земле, центром которой был город Белый┘
Но вернемся к «Пиковой даме». На самом ли деле в этом бессмертном произведении изображен Огонь-Догановский? С большей долей уверенности на этот вопрос можно ответить, имея изображение самого Василия Семеновича. Но где же его взять? Раньше его бюст работы неизвестного скульптора можно было увидеть в той самой усадьбе Татево. В настоящее время местонахождение этого скульптурного портрета неизвестно, если он вообще уцелел. Но сохранилась его фотография, которую мы и приводим, так же как и пушкинское описание Чекалинского, для того чтобы внимательный читатель сам сделал свой вывод.
«В гостиной за длинным столом, около которого теснилось человек двадцать игроков, сидел хозяин и метал банк. Он был человек лет шестидесяти, самой почтенной наружности; голова покрыта была серебряной сединою; полное и свежее лицо изображало добродушие; глаза блистали, оживленные всегдашнею улыбкою».
* * *
В 70-х годах XIX века в России организовалось и активно действовало сообщество аферистов, получившее название «Клуб червонных валетов». Одним из самых известных деятелей его был широко известный игрок и кутила Алексей Огонь-Догановский. Иногда можно встретить утверждение, что он был сыном Василия Семеновича. Однако, по другим данным, у Огонь-Догановского и Екатерины Николаевны была только единственная дочь, которая умерла еще при жизни родителей┘