0
1003

09.08.2001 00:00:00

Полевые испытания "Просвещения"

Тэги: Леонтьева, образование, детство, реформа


- В ПОСЛЕДНЕЕ время много говорят о переходе на 12-летку. Как это связано с содержанием образования и самих учебников?

- Прежде чем объявить о готовности, возможности и целесообразности перехода школы на 12-летний курс обучения, исследовались и мировой опыт, и история российского образования. Тенденция увеличения периода обучения прослеживается в любой школе - и российской, и зарубежной. В прошлом веке русская классическая гимназия, которая имела семь лет обучения, считалась нормальной, а сейчас этого мало. И в советской стране когда-то считалось нормальным четырехлетнее обязательное образование, потом - семи- и восьмилетнее. Сейчас вся Европа обучает детей 12-13 лет - потому что хорошо относится к своим детям. Мы же рассуждаем до сих пор: 10 или 11, и зачем нам 12 лет? Нам же денег на образование жалко! Но школа - это социальный институт и вовсе никакая не "подготовка к жизни", а настоящая жизнь. Здесь жалеть средства нельзя.

- Концепция исходит из того, что ребенок идет в школу в шесть лет?

- Как правило. Конституцией это право отнесено родителям. Я смотрела статистику: на начало прошлого учебного года 13,5 тысячи детей пошли в школу с пяти лет. Но сегодняшние программы, конечно, ориентированы на среднестатистического (и подготовленного к школе) ребенка. Вообще же совершенно правильно, что решать этот вопрос - прерогатива родителей. В 1992 году концепция закона об образовании поменялась. В предыдущем законе четко прослеживалось, что ребенок - собственность государства, из чего, в частности, следовало, что ребенок должен пойти в школу обязательно в семь лет - и никак иначе. Сегодня статья 43 Конституции говорит, что родители отвечают за образование детей, а государство предоставляет соответствующие возможности. Кроме того, мы должны понимать, что государство дает бесплатное образование не от душевных щедрот. Государству выгодно грамотное гражданское общество. И еще: как говорил бывший министр образования Ягодин, на 12-летку надо переходить именно сейчас, поскольку нам дан демографический шанс.

- Что имеется в виду?

- До 1989 года в стране рождалось почти 2,5 миллиона детей. Потом - 2 миллиона, все меньше и меньше, и сейчас примерно 1 миллион 400 тысяч детей. Количество детей резко сократилось. Значит, сегодня по крайней мере достаточно не изымать денег из образования - их хватит. Так что есть реальная возможность сделать нашим детям доброе дело. Это, так сказать, формальные предпосылки перехода на 12-летку.

С другой стороны, обратимся к родителям с вопросами: должен ли девятиклассник знать какие-то правовые вопросы? Должен ли что-то понимать в экономических проблемах? Конечно, должен, и наша задача - дать эти знания еще до 9 класса. Согласны ли родители на пятидневку, хотят ли они, чтобы дети имели отработанные навыки, а значит - хорошие знания? Ответ очевиден. Но когда задать вопрос, хотите ли вы 12-летку, - абсолютное большинство задумается. Но вопрос этот некорректен. У нас действительно много проблем в образовании и действительно в 5-9-х классах перегрузка очень большая - и аргументы за 12-летку выдвигают не только специалисты в области образования, но и медики. Кроме того, согласно проведенным исследованиям, мотивация обучения нынешних школьников значительно выше, чем 15 лет назад, особенно старшеклассников. В старших классах, по наблюдениям учителей, даже исчезает списывание!

- Как все это связано с текущей издательской политикой "Просвещения"?

- Как государственное издательство "Просвещение" всегда будет реализовывать государственную политику в области книгоиздания. Очевидно, что и содержание образования, и сколько лет надо учиться, решает государство. Но какой бы программа ни была, все равно содержание образования, с которым непосредственно сталкивается ребенок, изложено в учебнике. Отсюда требования, предъявляемые государством. Во-первых, программа и учебник должны быть разгружены от мелочей и вещей второстепенных. Во-вторых, российская школа всегда славилась высоким уровнем естественно-научного образования. Содержание образования в этой области ориентировано на фундаментальное изучение. Мы на этом стоим и стоять будем. Впрочем, изучение может быть фундаментальным или чисто прикладным - с ориентацией на функциональную грамотность. Совершенно обоснованны претензии к тому, что все естественные дисциплины у нас высокого уровня, но в прикладной области ребенок просто теряется. Поэтому, сохраняя фундаментальность, надо добавлять и прикладную компоненту. Далее - мы до сих пор не можем определить содержание образования в области историко-обществоведческих дисциплин. Причин много, и они всем известны, но пока что вместо учебников мы имеем фундаментальные "кирпичи", написанные, конечно, умными и грамотными людьми. Но из этих монографий нужно делать нормальные учебники, чтобы гуманитарное образование встало, наконец, на достойный уровень.

- В "Просвещении" теперь будут выпускаться все программы по предметам. Что они из себя представляют?

- По закону об образовании, должны быть государственные стандарты, далее министерство утверждает примерные программы, а авторы на их основе делают свои учебники - в соответствии со своей позицией. Примерная программа по предмету будет одна, и наша задача - реализовать ее в любом учебнике. Она не задает методику, порядок изучения, но фактически определяет номенклатуру предмета. Программы же авторские были, есть и будут - и появляться они будут в том числе и в других издательствах.

- Насколько я знаю, недавно у вас наметилось сотрудничество с главным конкурентом - "Дрофой" - в издании учебников математики под редакцией профессора Дорофеева. И это не единственный совместный проект. Так ли?

- Позиция "Просвещения" такая: действительно, в лице других издательств мы видим конкурентов, но конкурентов только в одном: каждый старается сделать лучший учебник. Но судьба сложилась так, что учебник "Математики" под редакцией Дорофеева находится как бы в двух руках: пятый класс у нас, шестой - у "Дрофы". Это не на пользу учебнику, и мы это обоюдно понимаем. Мы, к примеру, выпустим одним тиражом, а они другим, но дети-то должны в следующем году учиться по тому же подходу! Авторы не хотят разрывать контракт ни с нами, ни с ними, поэтому учебники будут выходить под совместной маркой, с совместным распространением и продвижением. И это пойдет только на пользу детям. Кроме того, сейчас наметился совместный проект с издательством "Вентана-Граф" в издании учебно-наглядных пособий для начальной школы. Думаю, это будет интересно, но идеи авторов до издания я раскрывать не хотела бы. Есть и еще несколько задумок с другими издательствами.

- Что нового вы выпускаете перед 1 сентября?

- Поскольку государство определило уже официально начальную школу как четырехлетнюю, мы выпускаем для нее новые комплекты - именно комплекты - под единой редакцией. Кроме того, далеко не все дети посещают детские сады, и министерством разрешены группы по подготовке детей к школе (они работают обычно в течение июня, когда учителя младших классов уже освобождаются от основной нагрузки). Мы сделали соответствующие комплекты для подготовки к школе; они, кстати, будут полезны и родителям, которые вполне могут самостоятельно разобраться, чем и как заниматься ребенку.

Кроме того, мы серьезно заняты созданием многоуровневых учебников для старшей школы разного профиля. Уже в этом году выходят учебники физики и математики для гуманитарных школ (они, кстати, победили на конкурсе, который проводился Министерством образования и Национальным фондом подготовки кадров). А что касается основной школы, идет в основном доработка уже имеющихся книг - в основном это касается учебников по истории и обществознанию.

В следующем году появятся учебники для 5-х и 7-х классов по экспериментальной апробации новой структуры школьного образования - 12-летки. Это будет, например, "Граждановедение".

Кстати, с этого учебного года примерно в 20-30 школах по стране будет проводиться всесторонняя апробация наших учебников. Это будут так называемые школы "Просвещения". Цель - иметь информацию из первых рук: учитель будет отслеживать положительные и отрицательные стороны того или иного пособия.

- А как будут проходить эти "полевые испытания"?

- Преподаватель будет вести своего рода дневник, и мы будем ориентировать учителей на жесткую критику, для того чтобы иметь фактические документы - прежде всего для авторов, которым порой очень трудно доказать, что тот или иной параграф надо уменьшить или что он вовсе не читаем. Великий математик, автор известнейшего учебника по геометрии академик Колмогоров, как-то сказал: "О, меня многому научили учителя!".

- Вообще обычно ежегодно перед 1 сентября поднимается некая шумиха по поводу учебников. Конечно, издателям это дает возможность продать дополнительные тиражи, педагогам - лишний раз привлечь внимание общественности к проблемам образования. Тем не менее как в этом году обстоят дела?

- Я вам скажу, что как не бывает много денег, так не бывает и много учебников. Я сама работала учителем - и хотя тогда был один учебник по предмету, был необходим и некий запас. Мне лично учебников всегда будет не хватать! И вообще учебнику свойственно устаревать, учитель устает по нему работать - что бы мы ни говорили о привыкании. Да и дети растут другие. Но на самом деле, критический пик дефицита учебников мы пережили. А страна очень большая - и где-то всегда будут возникать проблемы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2018
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1291
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
954
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1258

Другие новости