Отечество. История, люди, регионы России. Энциклопедический словарь./Сост. Александр Горкин и Владислав Карев. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999, 799 с.
В МИНУВШЕЕ воскресенье издательству "Большая Российская энциклопедия" исполнилось 75 лет. Если быть совсем точным, то за эти годы бывшее акционерное общество "Советская энциклопедия" раз пять меняло название и форму собственности, но суть остается прежней (подробнее об этом читайте на 4-й странице номера). С чем мы и поздравляем главное энциклопедическое издательство страны, присоединяя свой голос к нестройному хору и желая еще долгих лет процветания.
К своему юбилею, как часто случается с щедрыми людьми, издательство приготовило всем подарок: энциклопедический словарь "Отечество". Сопоставимое издание предпринималось в начале века издательством Брокгауза и Ефрона и с тех пор стало модельным, образцовым. Это был развернутый очерк истории и современности - с подробными различениями в выпушках полков и этапах финансовой реформы.
Высказывание "БРЭ" иное уже хотя бы потому, что исходит из другого источника. Тогдашний Брокгауз со своим коммерческим интересом и статусными интеллектуалами в числе авторов выступал от лица самоорганизованного гражданского общества. "Большая Энциклопедия" - что "Советская", что "Российская" - говорит от имени государства, артикулирует его идеологию сегодняшнего дня. Делать это сложно хотя бы потому, что и формирование идеологии еще не завершено.
Пару лет назад другое энциклопедическое издательство, тоже весьма почтенное, хотя и не имеющее семидесятипятилетней истории, решило повторить брокгаузо-ефроновский подвиг на новом этапе - выпустить том "Россия" с внятным изложением некого цельного национально-государственного образа. Покуда речь шла про подзолистые почвы, возвышенности и низменности, все еще как-то продвигалось. Но как только дело дошло до идеологии, проект зашатался, затрещал и немедленно превратился в какой-то странный фарс.
Авторы статей были готовы подробно излагать отличия культуры и обрядов верхних нганасан от нижних, но столь же решительно отказывались обсуждать культурное целое - мол, нет его, и все тут. Примерно к тому же времени подоспели работы лингвистов, доказывающих языковую самостоятельность насельников Великого Новгорода и иных племен, порабощенных Московским царством. Проблемы с описанием исторических подробностей возникали и прежде. Как, например, описывать исход битвы за Казань? Читатель и покупатель, живущий в городе Москве, заранее предполагает, что "наши" победили. Его собрат из Казани склонен думать, что победили как раз "наших".
Между тем существует опыт государств с не менее травматичной историей, благополучно эту историю переживающих, - хотя бы Америка, исторически распадающаяся на Север и Юг, черных и белых, индейцев и завоевателей, но в то же время способная к артикуляции своих национальных интересов и национальной идеологии.
Еще недавно американские культурологи охотно описывали этот процесс через метафору плавильного котла: мол, все влияния и самостоятельные культурные элементы совместно обогащают расплав. По мере осмысления ей на смену пришла метафора салатной миски: все перемешано, но все можно различить, помидоры не стали огурцами, лук - редиской.
Вариант описания Отечества, предложенный "Большой Российской энциклопедией" как нельзя лучше укладывается в эту салатную миску.
Период охвата от Рюрика до современности. Базовая линия отбора персоналий - разумный мейнстрим. В литературе, например, это выглядит так: Андрей Битов и Анатолий Найман есть, а Дмитрия Пригова или Льва Рубинштейна нет. Венедикт Ерофеев имеется, а однофамильного Виктора нигде не видать.
В истории, политике и того яснее. Лужков рядом с Кириенко возлежат, как райские лань со львом, никто никого не кусает. Холодно и дистанцированно изложены основные идеи учения Ленина (Считал, что... полагал, что...) или судьба генерала Власова ("Попал в плен, возглавил "Русскую освободительную армию". В мае 1945-го захвачен и по приговору Военной коллегии повешен"). Августовский кризис описывается с тем же осведомленным и заинтересованным спокойствием, как Куликовская битва.
Вот это равноправное всеприятие, согласие держать в голове сложную картину и есть в конечном счете искомая государственная идеология. Разноприродные элементы описаны в едином ряду - и ни один из них не может требовать для себя первого или последнего места, если он не начинается на два "а" ("аароновцы") или не кончается на два "я" ("Яя - река на юго-востоке Западной Сибири").
Эта стратегия не дает ответа на вопрос: "наши" или "наших" победили под Казанью. Зато она дает всякому россиянину точную и ясную картину этого сражения. И не надо делать вид, что все должны относится к этому одинаково. Тоталитарное варево в закрытом котле под крышкой осталось, будем надеяться, в прошлом. Будем хранить свою цветущую сложность во всем вегетативном роскошестве этой метафоры.
Самую сложную часть разговора - вопрос о связующем элементе - за пределы этой статьи, пожалуй, придется вынести. В конце концов, дело вкуса, добавить ли в салат майонеза, ограничиться постным маслом или специально заказать прованского. А салат - это не только красиво, но и здоруво. Это с пива, сарделек и прочей тяжелой еды бросаются бить морды, витрины и в набат.