Показывать лицом приходится абсолютно любой товар. Франс Снейдерс. Рыбная лавка. |
Между тем культурный кризис как-то неприметно рассосался, оставив по себе лишь долгую память и привычку через слово всплескивать руками. Оказалось, что производительные силы культуры работают довольно активно - настолько, что на первый план выдвинулись механизмы квалифицированного отбора. Более того, выяснилось, что именно они были поражены кризисом дольше всего (литературные премии демонстрируют это до сих пор). А вот когда они из кризиса выходят, начинается самое интересное.
Причем эти экспертные механизмы возникают зачастую там, где их меньше всего ожидаешь увидеть. Возьмем, к примеру, компанию "Экспо-Парк": профессиональные выставочники, больше десятка проектов ежегодно, четыре совместные ярмарки с Messe Frankfurt. Но самое известное детище компании - выставка-ярмарка современного искусства "Арт-Москва". Вместо того чтобы просто распродавать имеющееся выставочное пространство всем, кто захочет его купить, "Экспо-Парк" для начала попросил ведущих экспертов этой области оценить: какие художники и галереи представляют действительно интересное современное искусство, а какие просто демонстрируют набор мелочной лавочки. С предложением об участии обратились только к тем, чье участие представляло взаимный интерес.
Если судить по-новорусски, отсчитывая все лишь от интересов собственного кармана, то выйдет непрофессионально: сколько еще "баксов" можно было "срубить" с тех, кого не пригласили к участию! Зато был достигнут эффект гораздо более важный: выставка стала ценной для посетителя, для интеллектуального сообщества. Из хаотического нагромождения разрозненных фрагментов она превратилась в мозаичную картину актуального художественного поиска.
Теперь нечто подобное "Экспо-Парк" решил произвести и с книжным миром России на новой ярмарке интеллектуальной литературы. Как писалось в советских школьных сочинениях, "все живое и прогрессивное" должно быть так или иначе представлено на ней.
Название ярмарки "Non Fiction" на первый взгляд несколько противоречит ее программе. Сам этот термин означает "невыдуманную литературу", документальный роман - жанр, имеющий необыкновенную популярность на Западе и очень хорошие перспективы в России. Однако качественная литература интеллектуальных издательств "нон-фикшном" не ограничивается. Рядом с книжками "невыдуманными" достойно встают и продуманные серии художественной литературы, не говоря уже о специальных книгах, которые вроде бы и выдуманными не назовешь, но не этим они, по совести говоря, различаются между собой.
Устроители предлагают другое, шуточно-революционное прочтение тех же слов: "Нет фикции!", "Долой фикцию!" В самом деле, не мешало бы стереть случайные черты с лица современного книгоиздания. Естественное развитие книжного рынка (в котором, правда, издание сильно опережает распространение) выплеснуло на читателя огромный вал книжной продукции, содержимое которой представляет собой бесконечную и вполне однородную интеллектуальную жвачку. Рассеянному взору (каков взгляд непрофессионала, взгляд "просто читателя") неминуемо представляется, что это и есть содержание нынешнего дня. Вот эту фикцию и надобно отринуть, расчистить место для подлинного понимания того, что же все-таки происходит. А происходит, быть может, ярчайший за все время существования национальной культуры расцвет, напряженнейшая работа и в области создания и отработки новых интеллектуальных жанров, и в зоне новых дизайнерских решений. Только результаты этой работы спрятаны в маленьких магазинах-салонах, а пустая коммерческая накипь вывалена на лотки у каждой станции метро. Отсутствие полноценного представления инновационных проектов во всех отраслях книжного дела - вот реальная проблема современной книжности.
Ведь сейчас, и в этом с грустью приходится сознаться, те книжные выставки-ярмарки, что в огромном количестве проходят по России, движимы в первую очередь первоначальным накоплением капитала. Никакой культурной задачи не выполняют не только "динамовские" сборища или толчок в "Олимпийском", но и Московская международная книжная ярмарка, затерявшаяся в шашлычных лабиринтах достижений народного хозяйствования. Быть может, с появлением новых людей и новых сил в Министерстве печати и информации что-то переменится в официальных ярмарках (надежды сильны!), но этого еще надо дождаться. Кому лучше нас известен тот медленный тяжеловесный скрип, с каким поворачивается штурвал государственных установлений?
Российское общество и его гражданские структуры все никак не оправятся от государственного патернализма в самом буквальном смысле. Всякий россиянин ощущает себя нелюбимым дитятею властного отца. Если в угол поставят - будем тихо бурчать слова обиды себе под нос. А вот уж "когда начальство уйдет" - вдосталь нашалимся в своей детской.
Те энтузиасты, силами которых движима российская культура, должны уметь показывать результаты своей блистательной работы и иметь пространство для такой демонстрации. Сейчас у интеллектуальных книгоиздательств есть возможность сформировать свое собственное гражданское пространство - бегите и смотрите.