Как остроумно заметил один из корифеев русской сети, сейчас предел развития интернета и общества в целом определяется уже не пропускной способностью каналов, а пропускной способностью человека. Объемы передаваемых и поглощаемых данных все растут, и тщательно воспринимать их не хватает ни времени, ни сил. Кажется, что привычные способы человеческой коммуникации исчерпали свои возможности и для дальнейшего развития необходимо появление некой метакоммуникации, своего рода «пакетной передачи смысла». Именно поэтому многие исследователи отмечают, что modus operandi современного человека начинает все больше строиться не на чистом рассудке, а на ощущениях. Производные от ощущений – образ, символ, метафора – емки и многозначны, поэтому в период информационной перенасыщенности и дефицита внимания они обретают все большую роль в коммуникации, требуя от реципиента минимума внимания при получении им максимума необходимой информации. Ощущения отталкиваются от общечеловеческих понятий и ценностей и поэтому способны преодолеть многочисленные барьеры, которые с каждым годом усложняют общение людей. Западная цивилизация в своем развитии стремится к полной индивидуализации каждого члена общества, делая его все более самостоятельным, но одновременно и все более одиноким. Традиционные способы коммуникации уже не могут преодолеть центробежную силу социальной эволюции. Именно здесь человеку может помочь мобилография.
Мобилография стала естественным, хотя и неожиданным следствием развития современных технологий. Она могла возникнуть только в современном мире с его стремлением к мультифункциональности, которое породило простое и удобное устройство – мобильный телефон со встроенной фотокамерой. Первый подобный «камерафон» появился совсем недавно, в 2000 году, и оказалось, что его потенциал даже выше, чем предполагали создатели.
Сам термин «мобилография» придумал весной 2004 года московский фотохудожник Дмитрий Резван, и тогда же он создал организацию, названную им Всемирным обществом мобилографов. По мнению Дмитрия, мобилография – это гораздо больше, чем просто какое-то течение в искусстве, хотя оно часто позиционируется как «импрессионизм XXI века» и рассматривается большинством исключительно в контексте предыдущих техник арт-фотографии – камера обскура, дагерротип, нидл-пин камера, ломография и теперь мобилография. Между тем цель общества мобилографов – это пропаганда мобилографии как новой коммуникационной и творческой среды, в которой будут рождаться новые виды искусства и новые технологии. В первую очередь это подразумевает плотную интеграцию с самой высокотехнологичной отраслью инфосферы – всемирной сетью.
Технически мобилография – это совокупность возможности мгновенного получения изображения и возможности ее оперативной доставки аудитории. Совмещенная с интернетом, мобилография создает качественно новый уровень коммуникации. Автор фотографии может мгновенно отправить ее в интернет, и она сразу же начинает принимать активное участие в информационных процессах и в художественной жизни. Поскольку мобилография апеллирует непосредственно к воображению и передает образ, она позволяет обойти языковой барьер и активно вести невербальную коммуникацию. Кроме того, мобилография существенно расширяет возможности коллективного творчества, в полной мере соответствуя природе Мировой сети как «коллективного разума» и открывая новые направления развития одного из базовых принципов интернета – полной интерактивности.
В первую очередь сеть нужна мобилографам как связующее звено. «Мобилография – попытка создания нового международного языка, – отмечает Дмитрий. – Интернет – это коммуникационный центр, объединяющая площадка, куда стекаются люди со всего мира и говорят на этом языке». Мобилограф – это не профессия, которой нужно обучаться, это скорее позиция по отношению к миру, в котором ты хочешь реализовать себя и свои цели. Главное качество мобилографа – энтузиазм, а техническое оснащение почти не играет роли. Мобилография переносит акцент с инструмента на содержание, являясь, по сути, новейшим образцом тактических медиа в той же степени, в которой она является искусством.
Можно сказать, что мобилография стала отражением менталитета и потребностей современного человека. Она родилась как побочный эффект максимально практичного изобретения, которое должно было простыми средствами позволить человеку достичь простых целей. Дмитрий описывает это так: «Когда тебе просто надо сказать, что на вечеринке был Вася, ты снимаешь Васю и отправляешь это изображение Пете. Суть сюжета только в наличии Васи в клубе. И происходит на первый взгляд парадоксальная вещь – снимок становится произведением искусства».
Создавая свою особую коммуникационную среду внутри мировой сети, мобилография позволяет общаться простейшими визуальными сообщениями, которые в то же время могут заменить собой большие объемы текста и при этом донести больше, чем текст. Она дает возможность говорить простым языком сложные вещи, и в этом плане потенциал мобилографии для коммуникации пока даже не осознаваем до конца. Первичная схема проста и именно поэтому эффективна: «Ты снял, отправил на сайт, люди посмотрели, оставили отклик – и все». Единственное, что может стоять на этом коротком пути – необходимость найти удобный механизм для мгновенной ретрансляции своих посланий через сеть.
Когда Дмитрий узнал, что такой механизм уже существует, он очень удивился. Сам он разрабатывал специальную программу-клиент, которая позволила бы любому скачавшему ее на свой мобильный телефон нажатием пары клавиш отсылать снимок на определенную веб-страницу. Параллельно с этим подобная услуга уже была разработана и открыта к массовому использованию на портале Rambler, в рамках нового проекта «Rambler 8181». Теперь пользователи рамблеровской «Почты» могут отправлять фотографии с мобильных по электронной почте на адрес foto@rambler.ru – после чего фотография автоматически публикуется в личном фотоальбоме на «Rambler-Фото». Если у пользователя нет своего фотоальбома, он создается автоматически. При этом, в отличие от MMS, сервис бесплатный – пользователь платит только за передачу данных, что стоит примерно в 20 раз дешевле, чем отправить одно MMS-сообщение. «Появление такого сервиса крайне важно для развития мобилографии, – говорит Дмитрий. – Не говоря уже о том, что это просто очень удобно».