Мобильная связь приобрела в современном мире чрезвычайно широкий размах и наряду с развитием интернета относится к числу самых динамичных секторов телекоммуникационного рынка. Особенно очевидно это в России. Отечественная информационно-коммуникационная отрасль – одна из самых успешных в мире: согласно данным Минсвязи, различные сегменты рынка растут на 50–100% в год. По данным агентства J’son & Partners, в 2003 г. количество абонентов сотовой связи в России росло рекордными темпами (1,5 млн. в месяц) и к концу года составило 36 млн. человек, впервые сравнявшись с зарегистрированным количеством обладателей стационарных телефонов. Прогноз на 2004 г. чуть менее оптимистичен – предполагается достигнуть итоговой величины 55 млн., причем рост будет происходить в основном в регионах.
Во многом этот бум напоминает ситуацию с бурным развитием интернета в начале 2000-х гг. Уже сейчас 70% москвичей являются обладателями сотового телефона, и это создает ощутимые ограничения в дальнейшем увеличении аудитории мобильной связи. Информатизация страны, ставшая главной целью правительственной программы «Электронная Россия», по прогнозам, должна осуществляться в основном за счет роста парка персональных компьютеров, а также за счет увеличения числа стационарных телефонов, которые позволят их владельцам получить собственный канал для выхода в сеть. Меж тем существует альтернативный вариант выхода на новый уровень развития информационного общества в России – с использованием мобильной связи.
Шведская компания Ericsson еще в 1995 г. провела первое тестирование системы на базе нового стандарта сотовой связи третьего поколения WCDMA, который позволит передавать больший объем информации на высоких скоростях. Для сравнения: стандарт GSM (второе поколение) обеспечивает максимальную скорость передачи данных 14,4 Кбит/с, GPRS («двухсполовинное» поколение) – до 115 Кбит/с, а третье поколение – уже до 2 Мбит/с. Это позволит передавать и получать, кроме голосовых сообщений, также электронную информацию любого вида и объема, аудио-, фото- и видеоизображения, то есть в полной мере использовать мультимедиа-возможности интернета – например, устраивать видеоконференции через сеть. Уже сейчас в продаже появляются так называемые «смартфоны» – иначе говоря, гибриды телефона и «наладонника», карманного ПК. Именно таким, по всем прогнозам, будет «телефон будущего»: максимально многофункциональный, по сути – ноутбук и мобильный телефон в одном компактном корпусе.
Первая сеть на основе стандартов третьего поколения (3G) возникла в Японии в 2001 г. К марту этого года общемировая абонентская база 3G-сетей достигла 88 млн. человек – и это при том, что активное внедрение стандартов 3G в Европе начнется, по прогнозам аналитиков, только в этом году. Уже полтора года сеть третьего поколения действует в Приднестровье. «Мегафон» создал в Петербурге опытную зону сотовой связи 3G, «Вымпелком» планирует сделать это в ближайшее время. Руководство Воронежской области намеревается ввести в строй сеть третьего поколения уже в этом году, а эксперты компании J’son & Partners прогнозируют, что к концу 2010 г. в России число абонентов, пользующихся услугами 3G, достигнет 10 млн. человек. И это не считая тех, кто останется верен телефонам с GPRS.
Специалисты Технологического центра Pricewaterhouse Coopers считают, что успех мобильной интернет-связи будет определяться в первую очередь умением и желанием IT-компаний разрабатывать новые прикладные программы и новые виды сервисов, ориентированные на мобильную связь. Чем больше внимания будет уделено сейчас сотовой телефонии, тем больше будет конечный выигрыш. Глава Microsoft Билл Гейтс считает, что именно мобильная связь третьего поколения «вдохнет новую жизнь в переживающую затяжной спад индустрию ПК». Стоит отметить, что уже сейчас Microsoft активно внедряет свою операционную систему Windows Mobile в новые модели сотовых телефонов, а все тенденции свидетельствуют о том, что в обозримом будущем программное обеспечение на рынок мобильной связи и на IT-рынок будут поставлять одни и те же производители – две-три крупные компании.
Первые признаки интереса игроков интернет-рынка к сотовой телефонии налицо уже сейчас. К примеру, пользователи популярного сайта Livejournal.com имеют возможность вести свой онлайн-дневник со своего телефона. Один из крупнейших порталов русской сети, Rambler.ru, недавно запустил свой новый проект, названный «Rambler-Мобайл» (http://mobi.rambler.ru). Новый сервис помимо ожидаемого набора возможностей вроде каталога телефонов, архива полифонических мелодий и новостей индустрии связи предлагает также услуги, которые до этого были доступны только через официальные сайты сотовых операторов. Возможно, эта особенность «Rambler-Мобайл» станет характерной для будущего развития IT-рынка: интернет-компании играют на поле сотовых операторов и берут в свои руки их функции. Сближение двух динамичных индустрий продолжается. Короли «проводного» интернета понимают, что начинается жизнь «без проводов» и тот, кто первым застолбит территорию, окажется в итоге победителем.