0
712
Газета Интернет Интернет-версия

20.06.2002 00:00:00

Как бы демократия и как бы нет

Тэги: Гексоген


Понятно, что животные делятся на разбивших вазу, издали похожих на мух и принадлежащих государю-императору. Нельзя впрячь в одну повозку козу и свинью, основываясь только на том, что оба "парнокопытные". Тем не менее в нескончаемой, как рассказы о службе в армии, дискуссии вокруг романа "Господин Гексоген", предпринятой "Русским журналом" (www.russ.ru), участники предпочитали стоять попарно: как бы "демократы" и как бы "фашисты". Пока не пришел Бахыт Кенжеев и не вспомнил про Эзру Паунда.

Паунд, помнится, жил в Италии, изучал китайскую поэтику и сочинял приблизительно такие стихи:

The apparition of these faces
in the crowd:
Petals on a wet bough.

Это с них потом писатель Дж.Сэлинджер списал Симми Гласса с его знаменитым стихотворением "девочка повернула голову куклы, чтобы та смогла увидеть поэта".

Так вот, сильно отличаясь мастью и жизненными прерогативами от каких-нибудь там Маринетти или Бретона, Паунд вдруг стал фашистом: в личности Муссолини ему пригрезился "просвещенный тиран" вроде Медичи. Когда же никакой Академии дуче не основал, а напротив - был повешен на веревку за пятки, Паунд от своих взглядов не отказался, за что и был отправлен в американский дурдом, а потом сослан в Венецию, где впоследствии умер от сырости и упрямства.

Никаких выводов из этой истории Кенжеев не делает, как и положено большому поэту (поэзия должна называть вещи, а не объяснять их). А выводы, думается, должны быть такие.

Уставший человек тянется к Церкви. Уставший художник тянется к Искусству, способному дать Цельную Картину Мира. Но если люди устают редко (только когда родственники перемрут или падут верблюды), то художник устает постоянно, в среднем - раз в полтора года (исписывается, например). Таким образом, художнику постоянно необходимо Искусство, дающее Цельную Картину Мира, а таковое искусство несовместимо с понятием демократии. Демократия дает картину мира Дисперсную, как в романе Джойса "Улисс".

Склеить такую картину можно только "своею кровью" - недаром главный дежурный по дискуссии вокруг "ГГ" Александр Агеев любит повторять, что "в самостоянье человека залог величия его" (правда, всякий раз забывая про "родные пепелища" и "отеческие гробы").

Понятно, чем демократическое искусство отличается от искусства "большого стиля": первое пытается создать порядок из Хаоса, последнее его создает. Загвоздка в том, что порядок немедленно становится источником энтропии, тогда как его созидание представляет собою неисчерпаемый процесс. Таким образом, в контексте чистого искусства демократическая стратегия вечна, тоталитарная - обречена.

Единственное противоречие заключается в том, что либеральные идеологи считают свою позицию нравственной. Как бы не так. Я уж не говорю про Ивановские гробы Агеева, я говорю хотя бы о милосердии.

Случалось ли вам когда-нибудь умирать? Помните ли вы ощущение ужаса, сопровождающее этот малоприятный, но в целом любопытный и поучительный, э-э┘ духовный процесс? Более всего умирающего человека страшит именно "самостоянье". Что там - за смертью? Ни справок не покажешь, ни рекомендаций┘ Один, совсем один.

Именно эта эмоция послужила поводом к изобретению религии. "Весы Осириса", карма, ад и рай были сочинены для того, чтобы противостоять "самостоянью", сублимировать в ритуале Тоску Смертную. Умирает человек, и страшно ему. Позвали священника, а тот говорит: "Ничего, отходи с миром. Отпоем┘"

Не случайно в прежние времена искусство "онтологической усталости" прислонялось к Церкви. Потом - к Разуму, когда тот заменил Церковь в качестве "тоталитарного проекта". Оставшись без этих ориентиров, общество начало переживать кризис идентичности, страшиться метафизической пустоты. Куда нести свою печаль поэту?

Ну ладно. Забавнее всего, что тоска по костылям "большого стиля" и псевдолиберальное человеконенавистничество условного Саши Агеева по сути - одно и то же. Вот Саша Агеев с отвращением пишет: "Маргиналы" присоединились, наконец, к большинству. Чего ж дурака-то валять: Проханов выражает чувства и мысли многомиллионных народных масс". И это - глас демократа?.. Парадокс в том, что в спорах вокруг "ГГ" столкнулись абсолютно конгруэнтные тусовки: их интенции разнонаправлены, но симметричны. И тем и другим хочется Покоя. Но если "те" ищут его под сенью какого-нибудь социального Ритуала, то "эти" ищут спасения в личном подполье, в превращении литературы в "аристократическое" занятие, до которого никому "чужому" нет дела.

Первые называют себя борцами с "массовой культурой", но страшатся экзистенциальной ответственности и сопутствующей ей тоски. Вторые называют себя либералами и демократами, но не хотят быть "там, где народ". Черт сломит ногу с этими господами!..


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
695
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
780
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
473
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
573

Другие новости