С ДИСТАНЦИИ в полтора года все видно как на ладони. Курицын, Фрай - все это ерунда. "Русский журнал", "Вавилон" - подстилки оффлайна. У сайтов класса Б тонкая перистальтика. Остается Делицын. Нет Делицына - нет проблемы.
Делицына в интернете-2001 нет. С точки зрения экономической теории в этом виноват Сергей Кириенко, у которого закончились деньги, отпущенные дефолтом на выборы мэра. С точки зрения таинств души все значительно тоньше. Два года назад Леня был безработным американцем. Он был свободен, голоден, зол - деньги и слава сами искали его. Сегодня это обеспеченный правом на труд москвич. Ауры едва хватает на техническую поддержку "Тенет" - некогда великих и ужасных, а теперь превратившихся в отстойник местечковых анекдотов и "рассказов о спорте".
Год назад казалось, что облое чудище оффлайна вот-вот падет под натиском некоего "нового качества" сетевых текстов. Более сдержанные товарищи надеялись, что оно падет под натиском "новых форм бытования литпроцесса". Взвинченному кириенковскими и чуть-чуть павловскими деньгами сознанию (ерунда, конечно, - все деньги народные) мнилось второе пришествие Литературоцентризма. Теперь в ответ на вопрос "ну как, брат?" сознание злобно отмалчивается. Все так как-то.
Главной ошибкой славного Рулинета была ориентация на собственную несамодостаточность. "Я не знаю, кто такие мы, но я знаю, что мы - против них". Ключи от города желалось получить из рук побежденных. Отсюда постоянная оглядка на "бумажных" профессионалов: их приглашали в жюри, их статейки про себя обсуждали, как решения съезда партии, их благосклонность полагали главной наградой. Реальным Гран-при "Тенет" была напечатанная крошечным тиражом (но все ж на бумаге) книжечка. Все это и привело к провалу столь шумно начинавшегося проекта "Тенета-Ринет 2000". Скованные правом на труд оффлайнщики, привлеченные в "профессиональное" жюри конкурса, не собрались с силами отсудить и бесплатно, и вовремя. Но только ли в этом дело?
Ошибкой была сама система сетевых конкурсов (тоже скопированная с оффлайна с его куро-водочными раздачами). Назначить автору читателя - значит, убить его. Гений должен писать в стол. Чем меньше возможностей продать рукопись, тем лучше для вдохновения. Кто лучшие авторы русского интернета? Боба Иисусович Рабинович и Юдик Шерман, ни с каким оффлайном не совместимые. Интернет для них и есть стол, опредмеченная творческая свобода.
Качество определяется различием. Если бумага терпит, значит, вдохновение врет. Бумага, правда, стерпела Баяна Ширянова и немножко Мирослава Немирова, но на этом союз меча и орала закончился. Господа издатели с головой ушли в гальванизацию идейно-эстетических трупов Тучкова и Болмата, Сорокина и... Сорокина. Что ж, скатертью-в-руки им, пусть побегают. Интернет (уж теперь-то с вырванным жалом соревновательности) будет стоять на месте и победит. Потому что кто бегает, тот потеет. А кто стоит на месте, тот раз в Вечность бывает первым.
Падение "Тенет": teneta.rinet.ru/2000/lenta
Великий Боба Иисусович: kolobok.ru/home/taub
Юдик Шерман: sherman.rema.ru
"Бумага терпит": guelman.ru/frei/lev.htm