0
6137
Газета Идеи и люди Печатная версия

21.10.2020 19:14:00

Как преодолеть турецкий фактор в проблеме Нагорного Карабаха

Единственное доступное разрешение конфликта – его новая заморозка

Дмитрий Журавлев

Об авторе: Дмитрий Анатольевич Журавлев – генеральный директор Института региональных проблем.

Тэги: армения, азербайджан, карабах, нагорный карабах, война, конфликт, история, турция

Обострение конфликта вокруг Нагорного Карабаха - все статьи по теме


армения, азербайджан, карабах, нагорный карабах, война, конфликт, история, турция Эрдогану удалось убедить Алиева в возможности военного разрешения конфликта. Фото с сайта www.president.az

В последнее время внимание приковано к Нагорному Карабаху, к разгорающемуся там конфликту. Но что это за земля, за кем правда в этом противостоянии?

Начнем с того, что Нагорный Карабах – регион в Закавказье, в восточной части Армянского нагорья. Эта территория заселена преимущественно армянами, лишь в Шушинском районе большинство составляют азербайджанцы. Но со всех сторон Нагорный Карабах окружен азербайджанскими территориями. Корни межнационального конфликта тянутся в глубины истории.

Судьба Карабаха – судьба России

Пока Южный Кавказ входил в состав Российской империи, проблем не возникало. Но после февраля 1917 года они появились. В 1918–1920 годах шла армяно-азербайджанская война, в которой армянская сторона не смогла победить азербайджанцев, которых поддерживали турки. В результате в январе 1919 года британское командование на Кавказе объявило, что Карабах и Зангезур признаются под временным азербайджанским командованием до решения Парижской мирной конференции. По армяно-азербайджанскому договору от 22 августа 1919 года Карабаху предоставлялась территориальная автономия, а местным армянам – культурная автономия. В начале 1920 года на Парижской конференции Карабах был признан за Азербайджаном. Казалось бы, все разрешилось...

В 1920 году в Закавказье пришла советская власть. А у новой власти на вооружении был национально-территориальный принцип, и снова встал вопрос о Карабахе. Большевики колебались, понимая, насколько острый это вопрос: 4 июля 1921 года решением Кавбюро ЦК РКП(б) было решено передать регион Армении, но уже решением от 5 июля он был оставлен в составе Азербайджана с предоставлением широкой областной автономии.

СССР был лишь по форме союзом республик, а по сути – жесткой вертикальной структурой, где все решалось в союзном Центральном комитете КПСС – органе абсолютно наднациональном. В случае с Карабахом это сыграло на пользу делу мира: не имея возможности тянуть одеяло на себя, этого никто и не делал.

Но началась перестройка, которая сопровождалась ростом националистических движений в союзных республиках. Кроме того, Михаил Горбачев совершил ошибку: он решил сделать ситуацию гласной и провел под телекамерами обсуждение карабахского вопроса с участием глав двух республик. Это было столь же «эффективно», как тушение пожара бензином: официально СССР признал существование карабахского вопроса, но не нашел на него ответа. Дальше республики посчитали, что они получили добро от Союза, и вели себя как противоборствующие стороны.

Уже в начале октября 1987 года на митингах в Ереване, посвященных экологическим проблемам, прозвучали требования передачи Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) Армении. Эти призывы впоследствии были повторены в многочисленных обращениях, направлявшихся в адрес советского руководства. 20 февраля 1988 года внеочередная сессия народных депутатов НКАО обратилась к верховным советам Армянской ССР, Азербайджанской ССР и СССР с просьбой рассмотреть и положительно решить вопрос о передаче области из состава Азербайджана в состав Армении. Ящик Пандоры был открыт.

СССР попытался предотвратить вооруженный конфликт. 12 января 1989 года в НКАО было введено прямое управление с образованием Комитета особого управления Нагорно-Карабахской автономной областью под председательством Аркадия Вольского, приостановлены полномочия областных партийных и государственных органов, ограничены конституционные права граждан. Но остановить сползание к войне было уже невозможно. 28 ноября 1989 года Комитет особого управления НКАО был упразднен.

А через некоторое время перестал существовать и СССР. В результате у обеих сторон оказалось оружие. Война не заставила себя ждать. Она началась 7 декабря 1993 года и продолжалась до 12 мая 1994 года. Это была ожесточенная война. Хотя точных данных о потерях нет, экспертные оценки говорят о 20–25 тыс. погибших.

При такой ожесточенности и кровопролитии результаты войны оказались ничтожными. Да, армянская сторона одержала военную победу: непризнанная Нагорно-Карабахская республика получила под свой контроль 92,5% территории бывшей НКАО. Однако конфликт не был разрешен, но лишь заморожен.

Турецкий фактор

Причина здесь не в ошибках сторон, а в самой сути конфликта. И для армян, и для азербайджанцев это не война за территории, которая всегда может закончиться компромиссом: мы вам вот эти территории, а вы нам эти. Это вообще не противостояние государств, но война каждого человека за свой дом. Каждый рассматривает другого как агрессора, а себя – как защитника отчих могил. Пойти на компромисс здесь – это не предать родину, а предать самого себя. Поэтому компромисса не будет. Возможно только замораживание. Но при любой оттепели конфликт вспыхивает вновь.

Что, собственно, сейчас и произошло. Сработал турецкий фактор. Турции удалось убедить Азербайджан в возможности военного разрешения конфликта, то есть возможности победить в войне за Карабах. А такая уверенность – это прямой путь к войне. И для армян, и для азербайджанцев, если есть хотя бы небольшая возможность победить, необходимо воевать. Именно невозможность победы ни для одной из сторон сохраняла мир в течение четверти века. А теперь Анкаре удалось убедить Баку не просто в возможности победы, но и в ее неизбежности. И аргументы очевидны – турецкое оружие и военная помощь. Правда, Баку эту помощь отрицает, но очень аккуратно: Алиев подчеркивает, что прямого военного участия Турции нет, не скрывая при этом поставок современного турецкого оружия, в первую очередь беспилотников, и присутствия турецкой авиации на территории Азербайджана.

Но вот вопрос: зачем все это Турции?

Тому есть несколько причин. Самая простая и самая незначительная – это стремление помочь союзнику и тем самым укрепить свое влияние как на этого союзника, так и на весь регион. Желание контролировать Южный Кавказ – вторая причина активности Турции в регионе. Южный Кавказ – один из немногих маршрутов Великого шелкового пути, не проходящих через территорию России. И тот, кто будет держать ключи от Южно-Кавказских ворот, необходим будет и Китаю, который нуждается в экспорте своих товаров в Европу, и для США, которым жизненно необходимо, чтобы эти ворота перед китайцами были закрыты, и для России, с точки зрения которой на Кавказе живут друзья и соседи. Так что доминирование в этом регионе сулит не только огромные доходы, но и огромное политическое влияние.

Но даже это для нынешнего турецкого руководства не главное. Реджеп Тайип Эрдоган – первый лидер Турции за 100 лет, который рассматривает ее не как крупнейшее на Ближнем Востоке, но все-таки одно из многих государств, а как империю, центр всего мусульманского мира, имеющий историческое право контролировать любую территорию, на которой проживают мусульмане. Недаром Турция активно вмешивается в дела не только на Кавказе и в Сирии, но и в далекой Ливии. Это уже не борьба за влияние на соседей – это борьба за империю.

Но, для того чтобы претендовать на роль лидера всех мусульман, это лидерство необходимо продемонстрировать – показать способность защитить интересы правоверных в любой точке планеты. И новая карабахская война – это первая (но не последняя) попытка сыграть роль защитника всех мусульман. Турции нужна не просто война, а абсолютная победа. Поэтому турки всеми имеющимися у них средствами будут вести дело именно к военной победе, независимо от того, чем придется заплатить за эту победу Азербайджану. И в этом принципиальное различие позиций Азербайджана и Турции. Азербайджану нужно решение конфликта, но не ценой разрухи и массовой гибели азербайджанцев. Турции же нужна победа любой ценой.

Но в том-то и дело, что никакого окончательного военного разрешения конфликта не будет, как не привела к разрешению конфликта ни победа азербайджанцев в 1919 году, ни победа армян в 1994-м. Оба народа никогда не признают победу друг друга. И чем позже поймут это стороны, тем больше крови прольется.

Стратегия Москвы

Но что же делать России? Во-первых, вести дипломатические переговоры: объяснять обеим сторонам невозможность окончательной военной победы. Когда это понимание возникнет, РФ вместе с США и Францией (а может быть, и Турцией) может стать посредником в переговорах. Конечно, Москва может направить в НКР миротворцев, но только с согласия обеих сторон. А сейчас это невозможно. Азербайджан верит в свою победу, и ему миротворцы не нужны.

Конечно, нужно работать и с Турцией. Без турецкого фактора война бы не началась, и без него будет гораздо больше шансов закончить ее быстро и без больших потерь. И в этой ситуации с Анкарой необходимо договориться. Из трех сопредседателей Минской группы это может сделать только Россия. Французам турки не очень доверяют, а американцы для них – главные соперники.

Но и наши отношения с Турцией весьма сложные. С одной стороны, история с «Турецким потоком» показала, что мы способны эффективно сотрудничать в экономике. Не менее важно то, что и Россия и Турция готовы защищать свой авторитет от домогательств США, что расширяет наше поле сотрудничества в политической плоскости.

С другой стороны, мы не можем согласиться с претензией Турции на патронаж над всеми мусульманами мира. В России компактно проживают миллионы мусульман. Для нас они граждане России, а не подданные турецкого «халифа». И здесь возникает опасность конфликта.

Однако удалось же нам согласовать позиции в Сирии, где противоречия были еще острее (напоминаю, турки даже сбили наш самолет). Но нашли решение. Найдем и здесь. Преодолеть конфликт не удастся, но заморозить его опять – вполне реально.

Что же можно сделать, чтобы не заморозить, а прекратить конфликт? К сожалению, в условиях невозможности эффективных компромиссов здесь есть только одно средство – время. Если статус-кво будет длится очень долго, то он перестанет восприниматься как проблема и начнет восприниматься как данность. Беда только, что времени на это потребуется очень много. 


Читайте также


Зеленский ждет от Трампа "мира через силу"

Зеленский ждет от Трампа "мира через силу"

Наталья Приходко

В Украине отчаяние сменилось надеждами

0
1538
Трамп завоевал второй шанс "сделать Америку опять великой"

Трамп завоевал второй шанс "сделать Америку опять великой"

Геннадий Петров

Данила Моисеев

Победителю президентской гонки предстоит побороться за карт-бланш на перемены

0
1400
Прости, странная птица. Бывший княжеский сад в бывшем колхозе имени Ленина

Прости, странная птица. Бывший княжеский сад в бывшем колхозе имени Ленина

Надежда Горлова

0
1167
Как выстраивается политика расширения ЕС

Как выстраивается политика расширения ЕС

Екатерина Энтина

Брюссель не желает идти на диалог с народом

0
1601

Другие новости