Lamborghini, Bentley, Ferrari... Эти суперкары – эмоциональное сердце салона. Фото с сайта www.salon–auto.ch
С 6 по 16 марта в женевском выставочном комплексе Palexpo прошел 84-й Международный салон легковых автомобилей, один из «большой пятерки» автосалонов мира. Имеющий давние традиции, женевский автосалон пользуется особым вниманием международной прессы – общее число официально аккредитованных представителей СМИ уже много лет превышает 10 тыс.
Этот салон является единственным ежегодным смотром автомобилей в Европе и самым ранним по срокам проведения. Поэтому многие ведущие автомобильные фирмы стремятся со своими новинками именно в Женеву. В результате женевский салон приобрел авангардистский характер и отличается большим количеством премьер. В этом году, например, 75 новых моделей и прототипов были показаны впервые в мире, 36 – впервые в Европе и 31 – впервые в Швейцарии.
Интересная статистика
Как было объявлено на пресс-конференции, предшествовавшей открытию салона, в 2013 году в мире было произведено 67,8 млн легковых автомобилей (не считая пикапов и мини-автобусов), что на 4,6% больше, чем в предыдущем году. Однако этот рост более чем на три четверти произошел за счет всего одной страны – Китая, где выпуск легковых автомобилей увеличился на 17,4% – до 15,2 млн. В результате Китай впервые обогнал по производству легковых автомобилей страны ЕС, где их выпуск сократился в целом на 0,2%.
В Японии производство сократилось на 2,4% – до 8,39 млн, что привело к отставанию этой страны от Соединенных Штатов, увеличивших в 2013 году выпуск легковых автомобилей на 7,4%, до 8,54 млн. Рост производства автомобилей наблюдался в прошлом году в Германии, Великобритании, Венгрии, Румынии, Узбекистане, Индонезии, Таиланде, Турции, ЮАР, Бразилии и Аргентине, а сокращение – во Франции, Италии, Испании, России, Португалии, Польше, Чехии, Словакии, Бельгии, Республике Корея, Малайзии, Индии, Канаде и в Австралии.
Неравномерность развития автомобильной промышленности наблюдалась не только в страновом, но и в фирменном разрезе, хотя существенных изменений внутри «большой пятерки» не произошло. Первое место сохранил концерн Volkswagen, выпустивший вместе со своими филиалами 8,97 млн легковых автомобилей. За ним следовали Toyota (8,26 млн), General Motors (7,43 млн), Hyundai (7,27 млн) и Renault-Nissan (6,55 млн).
Повышенную устойчивость к неблагоприятной общеэкономической конъюнктуре проявили в 2013 году фирмы, выпускающие преимущественно те автомобили, которые относятся к высокой ценовой категории. В частности, существенно увеличили производство по сравнению с 2012 годом Audi, Porsche, Jaguar, Rolls Royce, Bentley, Aston Martin, Maserati.
Значительно хуже обстояло дело с производством массовых автомобилей, где пришлось сократить выпуск таким фирмам, как Citroen, Renault, Mini, Fiat, Volvo.
Субъективный выбор
Всего на салоне по итогам 2013 года 250 фирм из 31 страны выставили 700 автомобилей. Даже предельно краткое описание их или хотя бы основных новинок представляется совершенно невозможным. Поэтому интересующимся специалистам придется искать информацию в специализированных изданиях. Выбрать же несколько наиболее ярких экспонатов можно, только если руководствоваться весьма субъективными впечатлениями.
Для начала отметим, что, как обычно, самые большие толпы посетителей на салоне собирались вокруг гламурных Bentley, Bugatti, Ferrari, Lamborghini, Maserati и им подобных. Именно такие бренды высшей люксовой категории, овеянные светскими и спортивными легендами, представляют собой эмоциональное сердце салона и, подобно Голливуду, генерируют далекие от повседневной жизни мечты и фантазии.
В этом году хитом в данной категории явился представленный в качестве мировой премьеры суперспорткар Huracan от Lamborghini. Его 10-цилиндровый двигатель мощностью 610 л.с. позволяет набрать скорость в 100 км/ч всего за 3,2 с. и развить максимальную скорость в 325 км/ч. Цена Huracan в 258 тыс. франков считается не очень высокой, поскольку она вдвое ниже цены суперкара Aventador, выставлявшегося фирмой Lamborghini на салоне 2011 года и получившего широкую известность в связи с его использованием в качестве патрульной машины полицией Дубаи.
В противоположном мире практичных компактных автомобилей всеобщее внимание привлекла мировая премьера концепт-модели Hazumi японской фирмы Mazda. Дизайнерам удалось добиться удивительной для компакткаров выразительности, оригинальности и динамизма, придав массовому автомобилю элегантность с неуловимыми элементами чего-то японского и даже самурайского.
Hazumi, что по-японски означает позу дикого зверя перед прыжком, оснащена новым дизельным двигателем Skyactiv повышенной экономичности, что позволяет на одном баке проделать расстояние от Амстердама до Рима.
Теплым русским именем «Катюша» (Katyusha) привлек впечатляющий суперспорткар, который демонстрировался на стенде фирмы Nimrod, зарегистрированной в Словакии и принадлежащей кувейтскому бизнесмену.
Как выяснилось, в отличие от «Маруси», выставлявшейся на женевском салоне 2012 года, «Катюша» имеет лишь весьма отдаленное отношение к России и свое название получила от владельца фирмы в честь его спутницы жизни – Екатерины из Челябинска. Фирма Nimrod, начинавшая с тюнинга люксовых автомобилей, в настоящее время специализируется на ультрасовременном дизайне и мелкосерийном изготовлении корпусов для суперкаров, рассчитанных на богатых коллекционеров. При этом используются двигатели и ходовая часть известных фирм. Так, «Катюша» выполнена на базе Ferrari. В августе 2014 года «Катюшу» предполагается показать в Москве.
Процветающий мерчендайзинг
В соответствии с полным официальным названием «Международный салон автомобилей и аксессуаров» отдельный большой павильон уже несколько лет отводится для демонстрации различных экспонатов, связанных с автомобилями, – от новейшего оборудования по их ремонту и обслуживанию до специальных моторных масел и сувениров.
Внимание молодежи привлекал стенд французской компании Formule 1 Merchandising из Ниццы, где выставлялись предметы с официальной символикой фирм, участвующих в автогонках, или с эмблемами городов, в которых эти гонки проводятся и к которым совсем скоро присоединится наш Сочи.
А фирма Volvo распространяла на салоне специальный каталог Volvo Car Lifestyle Collection, в котором предлагались десятки предметов, в том числе «специальная соска для использования младенцами от 4 до 36 месяцев при длительных поездках в автомобиле».
Другие отдавали предпочтение продажам сугубо эксклюзивных предметов, выпускаемых «лимитированными» сериями, таких как дамские сумки от Bugatti или парфюм от Lamborghini.
Зачастую такие предметы производятся на основе соглашений о сотрудничестве в совместном продвижении брендов (так называемый co-branding). Эти взаимовыгодные соглашения получили особенно широкое распространение между престижными автомобильными и часовыми фирмами, например, Bentley – Breitling, Bugatti – Parmigiani, McLaren – Tag Heuer, Ferrari – Hublot, Mazda – Seiko.
Удовлетворительные итоги
По оценкам прессы, в целом 84-й женевский автосалон прошел успешно. Вместе с тем нельзя не отметить, что впервые за последние годы часть выставочных площадей оказалась не востребованной автомобильными фирмами и была использована в других целях. Так, один павильон был отдан под ретроспективную выставку 24 Hours – Le Mans, посвященную самым грандиозным автогонкам в мире. Заметим, что после катастрофы на этих гонках в 1955 году подобные соревнования в Швейцарии запрещены.
Неоднозначно оценивался в прессе отказ от специального «зеленого» павильона, который с 2009 года временно сооружался рядом с основным выставочным комплексом. В результате экологически «чистые» модели оказались распылены по многочисленным стендам фирм-производителей, где они иногда терялись среди традиционных моделей и даже выглядели маргинальными.
Число посетителей автосалона сократилось по сравнению с 2013 годом, хотя и незначительно – с 690 до 670 тыс. При этом до 49% возросла доля иностранных посетителей, главным образом за счет гостей из Франции, Германии и Италии. Увеличилась и доля женщин, а также детей в возрасте от 6 до 16 лет, пользовавшихся правом бесплатного посещения салона.
Согласно проведенному на салоне опросу, свыше 40% посетителей высказались в пользу расширения развлекательной функции салона за счет новых аттракционов, что должно повысить привлекательность его посещения целыми семьями. В какой степени будут учтены пожелания посетителей, можно будет увидеть на очередном женевском автосалоне, который пройдет 5–15 марта 2015 года.
Женева