Эксперты UNCTAD озабочены инвестициями, поступающими через офшорные финансовые центры. Фото пресс-службы UNCTAD
В конце июня в Женеве был опубликован Доклад о мировых инвестициях, подготовленный секретариатом Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD).В документе объемом 236 страниц содержится подробный анализ ситуации с инвестициями в мире, а также сформулированы конкретные рекомендации международному сообществу в этой сфере. Особое внимание уделено прямым иностранным инвестициям (ПИИ), приток и отток которых всегда волновал российских экономистов и политиков.
Прежде всего авторы доклада отмечают сокращение мирового притока ПИИ в 2012 году до 1,35 трлн. долл., что на 18% меньше, чем в предыдущем году и в полтора раза ниже предкризисного уровня 2007 года.
Сокращение ПИИ наблюдалось во всех трех основных группах государств. В частности, в группе развитых стран они упали на 32% – до 561 млрд. долл., в том числе в странах Европейского союза на 42% – до 259 млрд. долл. Главной причиной сокращения ПИИ явилась неопределенность, вызванная продолжающимся кризисом в еврозоне и политической нестабильностью в ряде стран. В этих условиях многие транснациональные компании (ТНК) предпочли зарубежным инвестициям временную стратегию накопления и консолидации своих авуаров.
В развивающихся странах приток ПИИ уменьшился в 2012 году в целом всего на 4% – до 703 млрд. долл. Примечательно, что в прошлом году эта группа стран вышла в лидеры по привлечению иностранного капитала и впервые опередила по совокупному притоку ПИИ развитые государства. При этом в Африке наблюдался даже некоторый рост притока ПИИ, тогда как в развивающихся странах Азии имело место сокращение на 7% – до 407 млрд. долл., в том числе в Китае – на 3% – до 121 млрд. долл.
В группе стран с переходной экономикой, куда статистика ООН включает Россию и другие страны СНГ, а также Грузию и страны Юго-Восточной Европы, приток ПИИ сократился в целом на 10% – до 87 млрд. долл.
В Россию, по данным UNCTAD, приток ПИИ в 2012 году составил 51,4 млрд. долл., что на 7% меньше, чем в предыдущем году, но существенно превышает уровень 2009 и 2010 годов. Следует отметить, что отток ПИИ из России в 2012 году составил 51,1 млрд. долл., то есть практически сравнялся с их притоком, тогда как в 2009–2011 годах отток ПИИ из нашей страны существенно превышал их приток.
В целом ситуация с ПИИ в России выглядела в 2012 году несколько более благоприятно, чем в большинстве развитых стран. Как отметили авторы доклада, это объясняется сохраняющейся заинтересованностью иностранных инвесторов в емком внутреннем рынке России. Кроме того, недавнее присоединение России к ВТО уже начало оказывать конкретное стимулирующее влияние на приток в страну иностранных инвестиций.
Динамика ПИИ в России во многом определила тенденции по СНГ в целом, где их значительное сокращение в Узбекистане, Белоруссии, Молдавии, Киргизии и в Армении не было компенсировано некоторым ростом в Азербайджане, Украине и Таджикистане.
Приток ПИИ в Грузию сократился в 2012 году на 17% – до 866 млн. долл. Однако наименее благоприятная ситуация наблюдалась в странах Юго-Восточной Европы, где приток ПИИ в целом сократился на 41% – до 4,2 млрд. долл., в том числе в Сербии – почти в 8 раз – до 352 млн. долл.
Тревожные тенденции
В разделе, посвященном анализу глобальных тенденций, авторы высказывают озабоченность в связи с неоправданно высоким уровнем инвестиций, осуществляемых через офшорные финансовые центры (ОФЦ) и через специализированные финансовые структуры (СФС). Несмотря на то что ОФЦ оказались в центре международных усилий по борьбе с уклонением от налогов, финансовые потоки через офшоры в 2012 году были близки к рекордному уровню 2007 года.
Что же касается СФС, то, по мнению авторов доклада, до них международное сообщество, по-видимому, еще «не добралось», хотя финансовые потоки через СФС в несколько раз больше, чем через ОФЦ. Так, в 2011 году инвестиционные потоки через СФС, базирующиеся только в Люксембурге, Нидерландах и Венгрии, оценивались в 600 млрд. долл.
В докладе особо отмечается определенное оживление в 2012 году дезинвестиционного процесса, то есть возвращения на родину (репатриации) транснациональными компаниями своих ранее созданных за рубежом предприятий.
В качестве примера авторы приводят целый список американских компаний, решивших в последнее время вернуть в США часть своих производственных мощностей из Китая, Индии, Республики Корея и Венгрии. Большинство таких решений было принято в связи с падением привлекательности дешевой рабочей силы по мере успехов автоматизации, а также в связи с необходимостью обеспечить снижение транспортных расходов и надлежащий контроль за качеством продукции.
Повышенное внимание авторы уделили вопросу прибыльности ПИИ. Согласно последним имеющимся данным за 2011 год, при суммарных прямых инвестициях за рубежом, достигших 21 трлн. долл., годовой доход от них составил 1,5 трлн. долл., что соответствует среднемировой норме прибыли в 7%. При этом самой низкой – 5% – норма прибыли оказалась в группе развитых стран, тогда как по группе развивающихся стран она составляла 8%, а по группе стран с переходной экономикой – 13%.
По оценке авторов доклада, в принимающих странах остается примерно одна треть глобальной прибыли от ПИИ, а две трети вывозятся. В связи с этим правительствам принимающих стран рекомендуется принимать специальные меры, направленные на максимально возможное реинвестирование прибылей в местную экономику.
Глобальные системы – на службу развитию
Специальный раздел доклада посвящен сравнительно новой проблеме глобальных производственных систем создания стоимости (ГПС). Значение этих систем, которые называют также глобальными цепочками создания стоимости, постоянно возрастает по мере интернационализации мировой экономики.
Авторы показывают, как через ГПС транснациональные компании оказывают прямое экономическое воздействие на добавленную стоимость, занятость, прибыль, распространение технологий, обучение рабочей силы, а в конечном итоге на общий уровень эффективности экономики отдельных стран.
Для того чтобы ГПС «работали» не только на ТНК, но и на экономическое развитие стран, принимающих ПИИ, требуется активная государственная политика, обеспечивающая синергию внешней торговли и иностранных инвестиций, для чего рекомендуется создание соответствующей институциональной базы.
Авторы рекомендуют развивать региональные договоренности о промышленном развитии, включая создание соседними странами территориально-промышленных комплексов и совместное финансирование инфраструктуры, необходимой для ГПС.
Предлагается также создавать экологические зоны экспортной переработки для привлечения ГПС и предоставления преимуществ ТНК. Такие зоны могли бы оказывать должную поддержку в вопросах корпоративной социальной ответственности. Оказываемые услуги включали бы техническую помощь в сертификации и отчетности, поддержку в обеспечении безопасности труда и охраны здоровья, а также переработку отходов и использование альтернативных источников энергии.
Осторожный прогноз
Рассматривая краткосрочные и среднесрочные перспективы ПИИ, авторы доклада подчеркивают, что сохранение структурной слабости мировой финансовой системы и политическая неопределенность в ряде стран будут оказывать сдерживающее влияние на экспорт капитала в виде прямых инвестиций. Поэтому в целом за 2013 год глобальный приток ПИИ, по всей вероятности, останется на уровне прошлого года и, во всяком случае, не превысит 1,45 трлн. долл.
В случае улучшения макроэкономической конъюнктуры в мире и восстановления уверенности инвесторов можно будет ожидать, что ТНК используют свои рекордно высокие авуары для новых зарубежных инвестиций. Тогда приток ПИИ может вырасти до 1,6 трлн. долл. в 2014 году и до 1,8 трлн. долл. в 2015 году.
Справедливости ради стоит отметить, что прошлогодний прогноз экспертов UNCTAD, согласно которому в 2012 году должен был произойти рост глобального притока ПИИ до 1,6 трлн. долл., не оправдался, оказавшись слишком оптимистичным.
Содержащиеся в Докладе о мировых инвестициях выводы и рекомендации будут обсуждаться странами – членами UNCTAD на очередной сессии Совета по торговле и развитию, которая намечена на сентябрь текущего года.