Под перевалом Сен-Готард построен самый протяженный в мире железнодорожный туннель Alp Transit длиной 57 км. Фото Reuters
Наряду с «постоянно прописанными» международными выставками и конгрессами в Женеве проходит и большое число разовых. Их организаторы, по примеру Олимпийских игр, предпочитают менять место события, чтобы привлечь к нему внимание и интерес в различных странах и регионах мира.Среди таких мероприятий можно отметить, например, состоявшиеся за последние полтора года международные выставки и конгрессы по общественному транспорту, экологически устойчивому развитию городов, эстетической хирургии, спортивной травматологии, конской медицине, оборудованию пассажирских терминалов. Но, пожалуй, самым значительным из таких уникальных мероприятий последнего времени был Всемирный конгресс туннелей (WTC-2013), проходивший с 31 мая по 7 июня в Международном центре конгрессов Женевы.
По оценкам прессы, конгресс был организован с большим размахом, достойным Швейцарии – этой общепризнанной страны туннелей, где их насчитывается более 1300 общей протяженностью свыше 2000 км.
WTC организуется уже тринадцатый раз Международной ассоциацией туннелей и подземных сооружений, созданной в 1974 году и насчитывающей 68 стран-членов. В качестве девиза или, вернее, сквозной темы конгресса 2013 года участники выбрали Underground – way to future, что в русском переводе («Подземелье – путь в будущее») только на первый взгляд звучит если не двусмысленно, то по крайней мере не очень серьезно.
На самом деле, как было убедительно показано на конгрессе, сооружение всякого рода туннелей и подземных помещений является наиболее быстро развивающимся и перспективным сектором строительной индустрии, способствующим повышению эффективности транспорта, охраны окружающей среды и улучшению качества жизни.
Из общей стоимости осуществляемых в мире крупных строительных проектов, оцениваемой в 405 млрд. долл., на туннели и подземные сооружения приходится около 10%, причем эта доля имеет тенденцию к повышению.
Растут также масштабы и стоимость отдельных туннельных проектов. Среди них (в млрд. долл.) метро в Кувейте – 10, туннель под Темзой для защиты Лондона от приливных наводнений – 6,25, подводный туннель в 19 км между Германией и Данией – 6,9, дорога через Анды между Аргентиной и Чили – 3,3, евразийский туннель под Босфорским проливом – 1,1.
Хотя мировая строительная индустрия в целом еще не совсем оправилась от последствий финансово-экономического кризиса, общая стоимость проектируемых, строящихся и завершенных туннелей и подземных сооружений в настоящее время находится на рекордном уровне – и это несмотря на почти всеобщую тенденцию к бюджетной экономии.
Более того, в целом ряде стран масштабные инфраструктурные стройки со значительной туннельной составляющей были специально начаты в целях повышения занятости и деловой активности. Особенно это относится к строительству скоростных железнодорожных и автомобильных магистралей, новых линий метро, городских туннелей для борьбы с «пробками», а также к осуществлению различных мероприятий по снижению выбросов углекислого газа, защите пейзажей и сельскохозяйственных земель.
Этим и другим вопросам были посвящены многочисленные доклады, носившие в основном сугубо технический характер и рассчитанные прежде всего на узких специалистов. Однако некоторые доклады были сделаны на темы, интересные и для широкой общественности. Так, представитель Сингапура рассказал о том, как уже несколько лет выполняется специальная программа использования подземных пространств, являющаяся важным элементом долгосрочной стратегии развития города. При этом для улучшения условий жизни в жилых кварталах под землю переводятся не только транспортные потоки, но и коммунальные службы, гаражи общественного и личного транспорта и даже отдельные предприятия.
Интерес общественности вызвали также доклады о средствах ликвидации пожаров в туннелях, на станциях и в поездах метро, о способах вынужденной эвакуации людей из туннелей и особенностях их поведения при авариях под землей, об обеспечении безопасности подземных хранилищ ядерных отходов и о вредном воздействии кварцевой пыли.
Впервые на женевском конгрессе был организован презентационный форум, на котором с получасовыми сообщениями выступили 15 представителей фирм – лидеров в различных областях туннелестроения. Запомнилось выступление Бруно Ротлисбергера из Amberg Engineering на тему «Олимпийские игры в Сочи – инфраструктуры, туннели и управление рисками при сооружении железнодорожной и транспортной линии Адлер–Красная Поляна».
Amberg Engineering сотрудничает с Российскими железными дорогами уже четыре года и является единственной швейцарской компанией, принимающей непосредственное участие в работе на одном из сложнейших участков олимпийской стройки. Докладчик рассказал, как был составлен внушительный перечень рисков, включая угрозу сползания более 500 млн. куб. м у северного портала главного туннеля, и как были выработаны меры по устранению или минимизации этих рисков.
Обнадеживающе прозвучали заключительные слова докладчика о том, что «несмотря на грандиозность и сложность стройки, надежная минимизация рисков была обеспечена благодаря тесному сотрудничеству всех участников проекта».
Представители Amberg выступили также с презентациями на темы «Безопасность на станциях метро», «Рационализация работ по реконструкции и ремонту туннелей», «Как геофизические и геодезические измерения способствуют снижению затрат и рисков при прокладке туннелей».
Еще одним нововведением стала организация технических экскурсий. Заинтересованные участники могли посетить строительство транзитной железнодорожной линии через всю Женеву с туннелем в полтора километра или гигантскую стройку Alp Transit с самым протяженным в мире железнодорожным туннелем в 57 км под перевалом Сен-Готард, или сооружение через горный массив Юра туннеля, который обеспечит еще одно соединение автострад Швейцарии и Франции.
Повышенным вниманием участников конгресса пользовался испытательный полигон Hagerbach фирмы Amberg с подземной галереей, где они могли ознакомиться с новейшими технологиями нанесения гидроизоляционных покрытий на стены туннелей.
Неотъемлемой частью конгресса явилась международная выставка, в которой приняли участие более 100 фирм, в том числе Caterpillar, Robbins, Herrenknecht, NFM Technologies, принимающие участие в строительстве новых линий метро в российских городах.
По оценкам прессы, Всемирный конгресс туннелей 2013 года прошел с большим успехом. В нем приняло участие рекордное число специалистов – 1800 из 70 стран, в том числе около 50 из России. Очередные конгрессы пройдут 9–15 мая 2014 года в Игуасу (Бразилия) и 22–28 мая 2015 года в Дубровнике (Хорватия).