0
1049
Газета Идеи и люди Интернет-версия

02.06.2010 00:00:00

На крутом вираже

Сергей Сафронов

Об авторе: Сергей Владимирович Сафронов - обозреватель "НГ" в Швейцарии.

Тэги: авиация, бизнес, выставка


авиация, бизнес, выставка Выставка в «Палэкспо» на фоне затянувшегося кризиса отразила достижения и трудности деловой авиации.
Фото Reuters

С 4 по 6 мая 2010 года в женевском выставочном комплексе «Палэкспо» проходила 10-я ежегодная выставка деловой авиации, вторая по значению в мире после салона в Атланте (США). По мнению специалистов и прессы, главная особенность нынешней выставки заключалась в том, что она впервые проходила в крайне неблагоприятной обстановке, вызванной затянувшимся мировым финансово-экономическим кризисом.

До прошлого года деловая авиация развивалась сравнительно быстрыми темпами и не знала каких-либо серьезных спадов. Поэтому сокращение в 2009 году по сравнению с предыдущим производства реактивных и турбовинтовых деловых самолетов на 34 и 17% соответственно имело особенно болезненные последствия для отрасли: увольнения рабочей силы, закрытие на время новых проектов, расторжение контрактов и т.п.

Особенно сильно кризис ударил по производителям деловых самолетов в США и Канаде, тогда как западноевропейские фирмы пострадали в гораздо меньшей степени, а бразильская фирма «Эмбарер» смогла даже увеличить производство.

Наряду с финансово-экономическим кризисом деловая авиация столкнулась с нарастающими проблемами структурного характера. К ним относится, например, усиливающаяся конкуренция со стороны бизнес-вертолетов, предназначенных для полетов небольшой дальности. Не зависящие от аэродромов и городского движения, вертолеты с их слоганом «с крыши на крышу» все шире используются многими фирмами.

Ужесточение экологических норм в отношении шума и выбросов парниковых газов также явилось серьезной проблемой, как и высокие цены на топливо, распространение совещаний и переговоров с использованием видеотехники, новые меры безопасности, режим экономии управленческих расходов, кампании «зеленых» экстремистов против частных самолетов как вопиющей роскоши и др.

В качестве одного из методов выживания в кризис фирмы деловой авиации выбрали, по примеру автомобильной и других отраслей, активное участие в выставках. В результате вопреки прогнозам женевский салон деловой авиации 2010 года оказался довольно успешным. Всего в нем приняли участие 435 фирм-экспонентов из 35 стран, в том числе 155 из США, 47 из Англии, 43 из Швейцарии, 42 из Франции, 24 из Германии, 13 из Канады.

Оставляя технические подробности многочисленных экспонатов специализированной прессе, отметим лишь три стенда, вызывавших повышенный интерес публики.

Среди всех выставленных самолетов чисто зрелищно привлекала внимание каким-то особым изяществом японская новинка «Хондаджет». Этот бизнес-самолет легкого класса с композитным фюзеляжем и двумя реактивными двигателями, по-новому расположенными над крыльями, предназначен для двух пилотов и пяти или шести пассажиров. Его беспосадочная дальность полета – 2185 км, максимальная скорость – 778 км в час, максимальная высота полета – 13 км, а цена – 3,9 млн. долл.

Оригинальный внешний дизайн с преобладанием белого и темно-синего цветов, строгий интерьер по принципу «ничего лишнего», два вместительных багажных отсека, рекордная для своего класса экономичность в расходовании топлива, пониженные шумы и вибрация благодаря новаторскому расположению двигателей, малозатратное сервисное обслуживание – таков, наверное, неполный перечень достоинств «Хондаджет».

По оценке прессы, «Хонда», давно снискавшая популярность на мировых рынках автомобилей и мотоциклов, вышла на новый для себя рынок авиатехники с бизнес-самолетом нового поколения, отвечающим самым высоким экономическим, экологическим и эстетическим требованиям.

Среди турбовинтовых самолетов выделялись машины швейцарской фирмы «Пилатус».

Основанная в 1939 году в Центральной Швейцарии, эта фирма является мировым лидером в производстве, сбыте и обслуживании одномоторных турбовинтовых самолетов самого различного назначения.

Последняя новинка от «Пилатус» – модель РС-21, предназначенная прежде всего для тренировки пилотов и превосходящая конкурентов практически по всем основным показателям – от аэродинамических характеристик и оборудования кабины пилота до эффективности использования топлива и простоты обслуживания. Именно эти самолеты закупили военно-воздушные силы Швейцарии и Сингапура ради снижения стоимости начальной подготовки своих пилотов.

Большой интерес на стенде «Пилатус» вызывала и модель РС-12, являющаяся одним из наиболее продаваемых деловых самолетов в мире. Благодаря своей универсальности, низким издержкам эксплуатации и прекрасным летным характеристикам «Пилатус» продал свыше 750 машин РС-12, для их обслуживания созданы два филиала – в США и в Австралии.

Среди фирм-операторов элегантной роскоши выделялся совместный стенд «ХэрродсАвиэйшн» и «ЭйрХэрродс», принадлежащих английской группе «Хэрродс», которая известна престижным универмагом в Лондоне.

За последние годы «Хэрродс» осуществил большие капиталовложения в собственные пассажирские залы и ремонтные ангары в лондонских аэропортах «Лутон» и «Стэнстэд». В результате «ХэрродсАвиэйшн» превратилась в ведущую фирму по обслуживанию бизнес-самолетов и VIP-пассажиров, а также по техническому осмотру и ремонту двигателей.

В то же время «ЭйрХэрродс» стала одним из лидеров по чартеру люксовых вертолетов, используя машины «Сикорский» и «Аугуста Вестлунд». Особым успехом пользовался вертолет «Сикорский-92», способный брать на борт до 16 пассажиров и оборудованный кондиционером, кожаными креслами, антивибрационными и звукопоглощающими системами, туалетом и даже выдвигающейся площадкой для охоты с воздуха.

Стенды многих других фирм-операторов носили в основном информационно-рекламный характер. Среди них ничем не выделялись стенды нескольких фирм из России. Скромность их экспозиций находилась в явном противоречии с большим вниманием специализированной прессы к развитию деловой авиации на потенциально очень емком рынке России и СНГ в целом.

Параллельно с авиасалоном в «Палэкспо» проходил международный конгресс по проблемам деловой авиации. В докладах подчеркивалась необходимость лоббирования в Европарламенте интересов отрасли, чей вклад в ВНП Западной Европы оценивается в 29 млрд. долл., в условиях наметившейся ее дискриминации по сравнению с рейсовыми авиалиниями.

Много говорилось о не поддающемся измерению вкладе деловой авиации в стимулирование деловых связей. Раскручивание тезиса о том, что «с бизнесджетом можно за один день заключить три контракта, а без него лишь один контракт за три дня», сопровождалось массовой раздачей значков с характерным слоганом «но плэйн – но гэйн».

Из досье «НГ»

Четкого определения «деловой авиации» нет. Считается, что это – малая авиация, используемая НЕ для рейсовых полетов по расписанию. В основном она перевозит бизнесменов для экономии времени, иногда VIP-клиентов на охоту, иногда товарные образцы и т.п. Бизнес-самолеты могут принадлежать отдельным лицам (частный самолет) или фирме. Крупные авиакомпании вроде «Люфтганзы» могут иметь филиалы деловой авиации для частных рейсов или для авиатакси.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2030
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1299
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
962
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1265

Другие новости