Текущая неделя среди самых разнообразных событий дала любопытный материал по части политической психологии. На фоне естественной неопределенности, порождаемой президентской «пересменкой», многим вдруг захотелось самой последней ясности и самой определенной определенности. И вот сложилось почти всеобщее убеждение в том, что всенепременно Владимир Путин вступит в партию «Единая Россия». А затем обретший всю полноту президентских полномочий Дмитрий Медведев примет отставку правительства нынешнего, чтобы уже 8 мая представить Госдуме Владимира Путина в номинации премьер-министра. И в тот же день – все утрясется. И наступит на земле «божья благодать», а в «человецех» соответственно – «благоволение».
Стремление предвосхитить финал нашей, как всегда, непростой «политической зимы» по-человечески вполне понятно. Очень хочется соединить 2 декабря – 2 марта – 7 мая уверенными прямыми с тем, чтобы уже на следующий день стало ясно: пришла не случайная «оттепель», а настоящая «политическая весна». Но, с другой стороны, стоило бы и к тем, кого мы так скоропалительно «спрямляем» и запаковываем в логику наших прихотей, отнестись столь же по-человечески.
Давайте на минуту остановимся и подумаем. Да, политика – она обязывает. Политика демократическая обязывает вдвойне и втройне. Пошел человек во власть – изволь соответствовать желаниям и настроениям масс, то есть нас с вами. А то ведь не придем и не проголосуем. В этом смысле и здесь «клиент всегда прав». Хочется нам ясности – пусть политики ее нам сервируют.
Заметим, что тут Путина с Медведевым нам с вами упрекнуть совершенно не в чем. Один публично предложил другому пост премьера, другой столь же публично это предложение принял. Вариантов отказа от сделанных и принятых предложений нет – и не предвидится. Даже несмотря на заслуженно «дембельское» настроение у второго российского президента.
Но нам этого мало. Нам давай график: кто, где, какого числа, во сколько! Путинские и медведевские ходы мы норовим рассчитывать чуть ли не по расписанию поездов дальнего следования. Как будто нам всем предстоит пересадка с Ленинградского на Курский – и дорога каждая секунда. Вот-вот раздастся истошный крик: «Хватай багаж – вокзал отходит!»
Полноте, господа! И президенты наши – отнюдь не механизмы, да и нам с вами не к лицу пересадочный ажиотаж. Мы никуда не уезжаем. Мы – в своей стране. В которой два нормальных человека вполне по-мужски достойно и по-человечески безупречно решили очень непростую задачку под несколько заумно-научным названием «трансфер высшей власти». С нашей непосредственной помощью, между прочим.
Так что ж за «уж, замуж, невтерпеж» в самый последний момент?! Давайте поимеем выдержку. Продемонстрируем и самим себе, и миру, что способны оценить всю значимость и торжественность момента. Что не превратим важнейшее событие в нашей новейшей российской истории в какой-нибудь «скверный анекдот». На самом деле в такие минуты хочется согласиться с Томасом Манном: Достоевский – но в меру!
Тут, кстати, не грех бы нам поучиться у избранного президента Дмитрия Медведева. Вот уж кого, казалось бы, должно буквально трясти и лихорадить: скорей-скорей, вот она – высшая власть в государстве. Да еще в каком! С какой историей, с какими предшественниками! И что же мы видим? Человек продолжает работать как работал – только теперь еще больше. Остается тем же, которому – по путинскому слову – «не стыдно и не страшно доверить страну». Демонстрирует тем, кто за него голосовал, уверенность и надежность. Облик несуетной, а потому – уважаемой власти.
И вот эти качества нового президента, как бы унаследованные им от предшественника, пора нам самим внедрять в нашу политическую культуру. Да, современная наша демократическая политическая культура совсем молода. Мы – ее создатели и носители, еще к самим себе в этом новом качестве не до конца привыкли. А еще со стороны нам бесконечно пеняют: то у вас не так, это у вас не как у людей. И вообще учиться вам еще и учиться, а мы – ваши «западные учителя» – пока что будем вам ставить то двойки, то тройки с минусом – чтобы совсем не отчаивались.
Но дело-то все в том, что при общей безусловной ценности права любого народа самостоятельно править самим собой всякий народ делает это по-своему. И не бывает «демократии вообще» (кроме как в плохих учебниках). А было, есть и будет многообразие демократических форм. Каждая из которых, по удачному определению Дмитрия Медведева, «исторична и национальна». Поэтому эти «особенности национальной демократии» нам нужно самим замечать, изучать и корректировать – если что-то нам самим в себе не до конца нравится.
К числу таких особенностей и стоит отнести наше не выработанное еще умение без околополитической суеты и псевдоинтеллектуальной трескотни превращать в реальность власти наш собственный выбор. Да, ничего не поделаешь – многовекового ритуала, какой был, скажем, у царей московских, а затем императоров российских, у сегодняшней высшей российской власти нет. И вообще впервые президент в расцвете сил и на вершине всенародного признания точно в указанный в Основном законе срок заканчивает службу. И при этом никуда не уходит. Просто возвращается в точку, с которой начал свое движение на высшей властной орбите в августе 1999 года.
Конечно, это не бег по кругу, скорее развитие по спирали. Потому что девять лет спустя премьер Путин – это совсем другое качество премьерства. Какое? Скоро увидим. Но пока этого не случилось, вряд ли стоит торопить события, загонять избранного президента и будущего премьера в формат абсолютной предопределенности. Наши пожелания, наши гипотезы, наша уверенность в том, что будет так и только так, – все это не должно отменять права двух президентов на выбор их устраивающего ритма и стилистики «большой перемены». И в этом, казалось бы, чисто техническом моменте они прежде всего люди. Со своими ощущениями, эмоциями, переживаниями. И чем комфортнее им обоим будет в довольно непривычный момент, тем выгоднее в конечном счете окажется нам всем.
Каждому хорошо известно – с каким настроением берешься за дело, так оно и пойдет. Так и тут. От того, с каким настроением Медведев и Путин возьмутся за предписанные их постам Конституцией дела, напрямую зависит, как дела эти пойдут. И как наша дальнейшая общероссийская жизнь сложится. Поэтому и не стоит их ни торопить, ни, что называется, советовать под руку.
Подозреваю, что кому-то эти наблюдения над нашей политической культурой и заметки из области политической психологии могут показаться несущественной мелочью. Ну в самом деле – что еще за проблема: как нам относиться к смене главы государства? Считать ли все как бы механически предопределенным или видеть во всем этом прежде всего конкретных людей? Ждать от них автоматических и до последних мелочей предсказуемых действий или позволить им выбрать самим удобные формы обустройства на новых местах?
В том то и загвоздка, что на таких вершинах власти мелочей не бывает. От общественного настроения, которое, как хотите, но от нас с вами и в самые высокие кремлевские и белодомовские кабинеты передается, зависит качество принимаемых там решений. А от этих решений – судьбы миллионов на долгие годы вперед. Потому что такой махиной, как Россия, в режиме речной моторки не поуправляешь.
Вот и думается, что в такие особые моменты в жизни нашей и нашей страны стоило бы нам самим держаться по-особому. Без суеты, без апокалипсических пророчеств, без фатальных предчувствий и без гаданий «по полету птиц». Повременить с политическим авгурством до президентской инаугурации. Может, оно и не понадобится вовсе┘