Александр Тишанин убежден, что сейчас надо заниматься не только глобальными проблемами, но и злободневными вопросами.
Фото Анатолия Бызова
-Александр Георгиевич, губернаторский хлеб, понятное дело, не сладок, особенно в Сибири. Что оказалось сложнее для недавнего начальника крупнейшей в стране магистрали: политика или экономика?
– В экономике для меня, честно говоря, ничего нового нет, везде действуют одни и те же законы. Масштаб, безусловно, другой, но задача прежняя: производство должно быть эффективным, социальное самочувствие людей – позитивным. Все ли нормально у нас с этим в Иркутской области? Здесь и невооруженным глазом видно, что проблем, связанных с неэффективным менеджментом, хватает. На первых порах я вынужден, что называется, лезть в «мелочи», выяснять причины того или иного негативного явления. Потом, когда все станет на свои места, так плотно заниматься деталями не придется. Но сейчас я должен собственным примером показать мэрам городов, главам районных администраций, как нужно работать, заставить их заниматься своими обязанностями. Естественно, там, где это необходимо. Поэтому два раза в неделю вместе с депутатами областного парламента отправляюсь в рабочие поездки по территориям. Убежден: решать необходимо не только глобальные проблемы, но и злободневные вопросы. Не исключаю, что они кому-то покажутся частными, но они волнуют жителей области. На данном этапе моя политика – заниматься конкретными делами. Как говаривал де Голль, политика – слишком важное дело, чтобы доверять ее политикам.
– Заветная мечта любого губернатора – сделать регион экономически самостоятельным, крепким и дееспособным. Насколько это реально для богатейшей по ресурсной базе, интеллектуальному потенциалу Иркутской области?
– Для начала я напомню: в России сегодня не более 12 регионов-доноров, которые в целом обеспечивают около 60% налоговых поступлений в бюджет. Это Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Тюменская области, нефтеносные автономные округа, Татария, Башкирия. И еще ряд субъектов Российской Федерации. Все остальные, в том числе и Иркутская область, – к сожалению, в числе регионов-реципиентов, хотя еще недавно мы входили в первый почетный список.
Вернуть утраченные позиции вполне реально. В отличие от многих краев и областей в Прибайкалье действительно имеются если не все, то многие основополагающие факторы для успешного стабильного развития. Во-первых, Бог щедро оделил территорию природными ресурсами. Во-вторых, предшествующими поколениями создана мощная производственная база, построен каскад гидроэлектростанций на Ангаре. В-третьих, нельзя забывать, что мы живем на берегах Байкала. К тому же у нас исключительно удобное географическое положение для торгово-экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Чего до сего времени не хватало, так это инициативности, стремления преодолеть пессимизм, системного взгляда на причины неудач.
– Посмотрели┘ и что дальше?
– Начну с того, что недавно мы провели презентацию Института законодательства. Связь с нашим разговором тут прямая. В нынешнем региональном законодательстве немало белых пятен, нет эффективно выстроенного правового поля. Такая ситуация отрицательно сказывается на многих вещах. Сейчас существуют, например, приоритетные президентские проекты по образованию, жилью, здравоохранению, сельскому хозяйству, плюс к этому наши областные программы. Образно говоря, они должны лечь на хорошо подготовленную почву. Пока она не будет сформирована, говорить о каких-то прорывах трудно.
Простой пример. На днях Иркутская область подписала соглашение с Федеральным агентством по жилищному кредитованию, благодаря этому сможем в 2006 году, используя схемы ипотеки, дополнительно построить для людей до 70 тысяч квадратных метров. Это одно из направлений жилищной программы, есть и другие. Но, чтобы строительство началось как таковое, нужно разобраться в строительных площадках. Известно, что некоторые собственники и арендаторы ничего не делают на своих участках и по пять, и по десять лет.
Прореха в законодательстве? Безусловно. Пойдем дальше. Мы много говорим о реанимации стройиндустрии. Она действительно в загоне. Ладно, создаем, к примеру, комбинат ЖБИ, но куда пойдет его продукция, если строительные площадки под контролем своекорыстных хозяев? Институт законодательства обязан ликвидировать подобные лазейки для недобросовестных предпринимателей, создать такие законы, которые сформируют благоприятный инвестиционный климат. Нормальное, абсолютно прозрачное, внятное правовое пространство будет работать на экономику региона.
– Слово «инвестиции» в устах губернаторов звучит часто, но это, похоже, особо не сказывается на процветании регионов. Когда в Иркутскую область придут серьезные деньги, способные вызвать вторую волну индустриализации?
– Я уже неоднократно говорил, что главная задача власти – создать привлекательные условия для инвесторов. Только в этом случае они станут вкладывать деньги в социально-экономическое развитие области. Скажу прямо: в последнее время интерес к области проявляют многие российские и зарубежные компании. В частности, прорабатывается ряд проектов в лесопромышленном комплексе. На ноябрьской встрече в Сочи Владимир Путин поставил передо мной задачу увеличить глубину переработки леса, а это одно из главных наших возобновляемых богатств. Иркутская область занимает лидирующие позиции в стране по его заготовке. Дальнейший рост объемов сдерживает недостаток дорог, и мы намерены последовательно решать эту проблему. Уже сейчас сокращен вывоз кругляка, около 55% древесины перерабатывается. В этом году планируем с помощью инвесторов открыть несколько новых лесопромышленных заводов.
Продолжаются переговоры и с китайской автомобильной корпорацией, которая намерена построить в Приангарье завод по сборке автомашин, сейчас подобрано несколько строительных площадок. В конце года подписано соглашение с компанией «Газпром» о разработке 11 месторождений природного газа, благодаря чему будет газифицировано 899 населенных пунктов. Кроме того, в регионе имеются крупнейшее в Сибири Ковыктинское газоконденсатное месторождение, золоторудное – Сухой Лог.
Большой толчок области способна дать федеральная программа «Рекреационная зона Байкальской природной территории», которая будет доработана в ближайшие месяцы. Она позволит создать на берегах Байкала современную инфраструктуру, привлечь сюда свыше миллиона туристов. Буквально на днях я вернулся из командировки на Ольхон. Удивительное, прекрасное место для развития туризма. В прошлом году этот беднейший в области район посетили, по официальным данным, около двадцати тысяч отдыхающих. Но на экономике уникальной территории поток, промелькнувший за два летних месяца, сказался слабо. Каждый турист, в том числе американцы, немцы, французы, в среднем в сутки оставил на острове 700 рублей. Смехотворная сумма! Для того, чтобы взобраться на Эйфелеву башню, нужно заплатить, допустим, 50 евро, а тут – бесценное чудо природы Байкал!
– Александр Георгиевич, в Иркутской области сосредоточены интересы крупнейших финансово-промышленных групп. Как строятся отношения с ними?
– Мы находимся в режиме постоянного конструктивного диалога. С крупными предприятиями, их структурами заключаются соглашения о социальном партнерстве. На этих предприятиях работают наши люди, и мы обязаны отстаивать их интересы. Надо поддерживать социальные, медицинские учреждения, культуру, вкладывать деньги в социальную инфраструктуру в первую очередь в интересах детей. Отрадно, что возрождается система шефства и меценатства. В школах, детских садах появляются мебель, игровые площадки, компьютерные классы.
– Чувствуете вы, как губернатор, какие-либо изменения в региональной политике федерального Центра?
– Ощутимым разворотом в сторону регионов считаю национальные проекты президента. Мы обязаны грамотно реализовать их, добавить плюсом свои региональные программы, чтобы они легли, как я уже и говорил, на хорошо подготовленную почву. Иными словами, обеспечить региональное сопровождение. Возьмем, допустим, здравоохранение. Сегодня в рамках президентских программ пошли деньги на техническое оснащение больниц, транспорт, повышение заработной платы. Но представьте себе современное оборудование в какой-нибудь развалюхе сороковых годов┘ Именно такую картину я увидел в Ольхонском районе. Потому сразу же, на месте, было принято решение о выделении первых 20 миллионов на строительство новой больницы. Сейчас политика федеральных властей гораздо в большей степени направлена на то, чтобы появилось больше опорных регионов, способных прокормить себя самостоятельно.
– Известный политолог Глеб Павловский губернаторов вашего образца назвал «группой доверенных лиц президента». В местной прессе вас называют путинским назначенцем. Помогает ли это в отношениях с федеральными ведомствами, как вообще вы оцениваете новую процедуру наделения полномочиями глав регионов?
– Считаю этот порядок абсолютно разумным. Раньше в губернаторскую избирательную кампанию включались все: бизнес, политические силы, властные структуры. Консолидировавшись, они ставили во главе региона своего человека в своих интересах. Безусловно, такая поддержка не носила альтруистский характер. Я подобными обязательствами не обременен. По предложению президента меня утверждало Законодательное собрание, то есть депутаты, избранные народом. Моя ответственность – перед главой государства, перед населением, но не перед финансово-промышленными группировками.
– Иркутская область на пороге объединения с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. Оппоненты вас упрекают, что мало просите у Москвы денег под этот процесс┘
– Существующие проблемы строительства важных объектов, развития инфраструктуры нам все равно пришлось бы решать в любом случае, вне зависимости от того, происходит объединение или нет. Главная цель, стоящая перед нами, – повысить благосостояние людей, сделать экономический рывок. Для этого должны заработать все институты власти, должна быть системность, комплексность подходов, прозрачность и открытость. Безусловно, объединение потенциалов Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа позволит при поддержке федерального Центра реализовать такие инвестиционные проекты, которые по силам только единому и крупному региону. Сегодня гораздо перспективнее и надежнее формировать нормальные условия для развития бизнеса, создавать собственные источники доходов. Москва и сейчас выделяет деньги на федеральные программы, все остальное за расторопностью местных властей и капиталом – новые производства, дополнительные рабочие места. Мы должны научиться зарабатывать и рационально тратить деньги сами. Я уверен, Иркутская область станет одним из опорных регионов страны. Цель, повторюсь, реальная и достижимая. Нам удалось консолидировать в этом направлении усилия политических партий, социально-ответственного предпринимательства. Сейчас разрабатывается программа социально-экономического развития области до 2010 года. Есть расчеты, что к этому времени ВРП Иркутской области вырастет в два раза.
– Людей всегда интересует личная жизнь губернатора. Как строится его рабочий день, кто покупает ему одежду, как отдыхает и тому подобное┘
– Рабочий день начинается в семь тридцать утра. Сегодня, например, последняя встреча запланирована на восемь часов вечера. Потом нужно еще поработать с почтой. Всю одежду, в том числе и галстуки, за исключением рубашек, покупаю сам. Если есть свободное время, люблю готовить все, что пожелает семья. Суп, борщ, пельмени, шашлыки, другие блюда. Для меня это самый простой вопрос. Я самостоятельный человек. Что же касается отдыха, то нынче на автомобиле из Иркутска отправился в большое путешествие. Проехал все регионы, что были по пути, смотрел, как развивается инфраструктура у соседей, какие дороги, что где строится. Затем все так же на автомобиле через Германию, Францию, Бельгию, Голландию. В общем, я сторонник активного отдыха и еще более активной работы.
– Спасибо.
Иркутск