Сторонники СРП не сдадутся
Массированный возврат к СРП в будущем не исключен. ВР в результате сделки с ТНК существенно укрепила свои позиции в России. Если за "танкистами" последуют и другие российские нефтяные компании, то влияние зарубежных конкурентов, имеющих интересы в России и объединившихся в Нефтяной совещательный форум (НСФ), станет определяющим. А их желание работать в режиме СРП хорошо известно - его лоббированием НФС занимается около 10 лет. Лоббисты широко представлены во всех структурах законодательной и исполнительной власти, в многочисленных экспертных советах различных ведомств. А фракция "ЯБЛОКО" до сих пор закон СРП относит к вершинам своей экономической мысли. "Яблочников" не смущает, что за семь лет его действия не стартовал ни один проект. Они винят в этом кого угодно, хотя стоило бы давно критически рассмотреть причины несостоятельности своего творения.
Бурная дискуссия последнего времени по проблемам СРП не выдвинула новых доводов в защиту специального налогового режима. Характерна аргументация одного из авторов закона СРП Андрея Коноплянника, который посчитал необходимым с высоты своего нынешнего положения - заместителя генерального секретаря секретариата Энергетической хартии ЕС - выступить в его защиту. Со всеми здравыми, основанными на фактах рассуждениями о том, что "бюджет при СРП... и налогов меньше получает, и поступать они начинают намного позже, чем при действующей налоговой системе, что проекты СРП взвинтят добычу сверх общественно необходимого, приведут к снижению цен на мировом рынке, что для прокачки продукции СРП нет свободных трубопроводных мощностей, что чревато коллапсом российской транспортной системы", - он расправился, поставив вместо многоточия слово "якобы".
Разделавшись со "стандартным набором аргументов против СРП" и обвинив оппонентов в "ура-патриотизме", Андрей Коноплянник принялся искать "истинные мотивы" поведения тех критиков, с которыми все-таки приходится считаться (как, например, с Михаилом Ходорковским), - нефтяников, "пришедших в отрасль на волне приватизации с финансового рынка". И заместитель генерального секретаря нашел: "СРП - конкурент. Конкурент повышению капитализации (российских нефтяных компаний, в частности ЮКОСа. - В.С.). Но повышению с какой целью? С целью продажи иностранным нефтяным грандам". Андрей Коноплянник, оказывается, тоже ура-патриот! Но какой-то странноватый - продать подороже все-таки лучше, чем отдать за бесценок.
Правительственное решение об использовании режима СРП в исключительных случаях, особенно предложение о проведении аукционов по месторождениям, разрешенным к разработке на его условиях, всерьез встревожило зарубежные компании. В письме компаний - членов НФС председателю правительства РФ Михаилу Касьянову говорится, что "это противоречило бы основному принципу установления привлекательного инвестиционного климата". Ведь они "затратили значительное время и усилия на утверждение правительством и Думой потенциальных проектов СРП". Действительно, они считали, что месторождения с крупными запасами нефти и газа, которые им достались за бесценок, у них в кармане, а тут за них придется платить по-крупному, да и без льготного налогового режима. Может быть, именно это так обеспокоило и Андрея Коноплянника?
Примечательно, что Royal Dutch/Shell, привыкшая к свободе действий при реализации проекта "Сахалин-2", еще в конце 2001 г. грозилась не вкладывать средства в разработку Салымской группы месторождений до тех пор, пока не будет подписано СРП по этому проекту. Но после того, как стало очевидно, что ультиматумы на правительство перестали действовать, а МПР установило нарушение лицензионных обязательств со стороны компании, она проявила готовность разрабатывать месторождения на общих условиях. Напомним, что лицензии на эти месторождения получила "Эвихон" в 1993 г. практически бесплатно (за несколько десятков тысяч долларов), а 1996 г. она образовала совместное предприятие с Royal Dutch/Shell по разработке этой группы месторождений на условиях СРП.
Виват, Уват!
Решение правительства об исключительном характере применения режима СРП оставляет большие шансы сторонникам последнего. Лучше было бы вообще зарыть эту тему поглубже и подальше. Ведь неизвестно, куда завтра выведут зигзаги правительственной политики. Для правительства и закон не закон, если он кому-то очень мешает. Взять тот же Уватский проект. Федеральный закон по этому проекту 1999 г. определил перечень 5 месторождений и 10 участков, которые разрешены к разработке на условиях СРП. На момент принятия закона было 7 недропользователей. В результате скупки лицензий три сейчас принадлежат ТНК, остальные - ЮКОСу, который от своих лицензий не отказывается, но и желания участвовать в соглашении не изъявил.
Добыча нефти Самотлорского месторождения на 1997 -2010 гг.Черным цветом показан уровень добычи без реконструкции (эксплуатация нерентабельна для государства),светлым -с учетом реконструкции в условиях СРП.
Скажете, Уватский проект умер? Ведь если ТНК очень хочет, то решать эту проблему надо через Госдуму. Отменить один закон и принять другой. Ничего подобного. Можно, оказывается, реализовать проект "ТНК-Уват". Участков маловато? По распоряжению Михаила Касьянова (ноябрь 2001 г.) ТНК получает право разрабатывать на условиях СРП еще три новых участка. (У премьера есть такое право применительно к участкам с мелкими месторождениями. Сейчас на территории, охватываемой соглашением, имеется три мелких месторождения, но его прогнозные ресурсы составляют не менее 500 млн. тонн нефти.) Теперь "танкистам" можно и о соглашении подумать. И, что примечательно, государственная комиссия по подготовке проекта соглашения "ТНК-Уват" приняла разработанный инвестором проект к рассмотрению, не замечая противоречий с законом.
В СРП все поставлено с ног на голову - не правительство предлагает вариант соглашения с потенциальным инвестором, а наоборот. Естественно, что инвестор составляет соглашение, в котором перекладывает все риски на государство и оговаривает для себя максимальную свободу действий. Интересы государства практически не принимаются в расчет. Надеяться на то, что государственная комиссия все поставит на место, не приходится. Она обычно состоит из чиновников достаточно высокого ранга, которые никогда в детали не вникают, а при принятии решений больше руководствуются пояснительными записками подчиненных. Круг чиновников из Минфина, МНС, МЭРТа и других министерств и ведомств в этих комиссиях практически постоянен. Они же дают заключение на проект соглашения от имени министерств, когда документ поступает в ведомства для согласования. Более того, они же дублируют свои заключения в ответ на запрос Экспертного совета при правительстве РФ, руководимого Георгием Хижой.
Проект соглашения, представленный инвестором в государственную комиссию, был принят ею за основу и разослан на согласование в министерства и ведомства. Это ее решение было принято несмотря на то, что, как видно из аналитической записки по СРП "ТНК-Уват", экспертиза выявила множество претензий к перечню, содержанию и уровню проработки документов. Эксперты не могли убедиться в достоверности утверждений о неэффективности обычного налогового режима. Они обнаружили, что оценка доходов государства в специальном налоговом режиме завышена в 4,5 раза просто потому, что не производилось их дисконтирование.
Проект "ТНК-Уват" примечателен и другими достижениями. Оценка выручки от реализации продукции дана по итогам геолого-разведочных работ на территории, составляющей менее 5% всего участка. Проект охватывает 18 тыс. кв. км, а в мировой практике норма 400-500 кв. км, у нас - до 1000. Более того, в соглашение включен пункт, который позволяет проекту "ТНК-Уват" распространить свою юрисдикцию на любой соседний нераспределенный участок. Причем оператор может делать это в заявительном порядке.
Степень достоверности экономических обоснований проектов СРП хорошо иллюстрирует диаграмма добычи нефти на южной части Самотлорского месторождения в двух режимах: в обычном и в СРП. Диаграмма должна была убедить депутатов, что без СРП Самотлор погибнет. Если в 1997 г. там добывалось 14,7 млн. тонн нефти, то в 2002 г. у авторов обоснования добыча падала до 5 млн. тонн, и только СРП позволяло сохранить ее на уровне 11,7 млн. тонн. Для справки: в 2002 г. на южной части Самотлорского месторождения в обычном налоговом режиме добыто 16,5 млн. тонн. Соглашение подписано, но не вступило в действие. Причины этого четко обозначил исполнительный директор ТНК Герман Хан: "Подписанное соглашение лишает компанию гибкости - его выгодно реализовать лишь при цене нефти 14-16 долларов за баррель".
Хвост, который управляет собакой
Затянувшаяся дискуссия позволила выслушать аргументы сторонников СРП в наиболее полном варианте. В концентрированном виде они представлены в апрельском номере приложения к газете "Ведомости" "Форум". Из многочисленных аргументов "за" только два, и то с большой натяжкой, могут иметь значение для государства - инвестиции в ТЭК и разработка трудных капиталоемких месторождений. Именно то, что для страны сейчас не очень актуально. Остальные аргументы "за" СРП - только в пользу инвестора. Особенно "порадовало" то, что соглашение "позволяет экспортировать до 100% добытых ресурсов". Развитие тезиса относительно стабильности налоговой системы у сторонников СРП приняло форму "пофигизма" по отношению к проблемам принимающей стороны - главное, чтобы у инвестора никто под ногами не мешался.
Аргументы "против", собранные авторами "Форума", в отличие от аргументов "за" для государства вполне реальны и весомы. Все они в полной мере проявились при реализации проектов СРП - двух сахалинских и в Харьяге. Инвестиции в российские недра работают в основном на экономики стран происхождения капиталов - подряды на товары и услуги остаются за рубежом. Не стимулируют снижение затрат. Провоцируют коррупцию во всех структурах власти. Этому способствует тот факт, что финансирование экспертизы проектов соглашений или ежегодных смет действующих проектов бюджетом не предусмотрено. Делает это инвестор, но эксперт получает деньги за свою работу только в том случае, если его заключение отвечает интересам оператора.
Кстати, сахалинские проекты выявили еще ряд весомых аргументов "против", о которых предпочитают не вспоминать. Так, недавно "яблочники" в Думе отстояли принцип независимости транспортных структур двух проектов от посягательств других производителей нефти и газа на равный доступ к их трубам. Мало того, что единая транспортная структура даже для двух проектов обошлась бы дешевле двух отдельных. При таком подходе реализация других проектов потребует строительства других транспортных структур параллельно имеющимся. Одним словом, все удобства инвестора оплатим российской нефтью!
Операторы действующих проектов не обременяют себя выполнением своих обязательств. Развертывание работ уже отстает от графика на пять-шесть лет. Но правительство молчит. Более того, операторы свои до сих пор не разрешимые проблемы с реализацией продукции прикрывают постоянными требованиями к правительству подтвердить приоритетность подписанных соглашений перед российским законодательством по СРП. А тем временем претендуют на участие в новых проектах. И, что примечательно, они своего добьются. Так, оператор "Сахалина-1" Exxon претендует на руководство в проекте "Сахалин-3". Видите ли, такое право они получили на конкурсе еще в 1993 г. О чем они думали 10 лет, непонятно. Казалось бы, правительство по сроку давности вправе считать себя свободным от обязательств. Но нет - правительство в одностороннем порядке остается им верным.
Даже обычно покладистые российские чиновники не могли утвердить смету расходов оператора Харьягинского проекта TotalFinaElf на 2002 г., что должно было быть сделано еще в начале прошлого года. Тем не менее эта компания претендует на участие в шельфовых проектах вместе с "Газпромом" и "Роснефтью", в частности в Приразломном. Кстати, лицензию на это месторождение, как и на Штокмановское, "Газпром" получил в 1993 г. бесплатно для загрузки предприятий ВПК заказами на производство морских платформ. За первые 6 лет компания выделила на реализацию нефтяного Приразломного проекта всего 50 млн. долл. В следующие два года финансирование работ на заводах Северодвинска вообще прекратилось. Стоит обратить внимание, что "Газпром" за 10 лет не мог аккумулировать средства на реализацию этого проекта, стоимость которого оценивается всего в 1 млрд. долл. И это при том, что он за полгода смог собрать 900 млн. долл. для кредитования в мае 1998 г. Владимира Гусинского.
Штокмановское месторождение останется за морем
Половинчатое решение правительства относительно судьбы проектов СРП ничем не оправдано. Месторождения Восточной Сибири не уступают по сложности и капиталоемкости шельфовым месторождениям. Настоятельной необходимости в срочной разработке того же Штокмановского месторождения нет. Все аргументы против сухопутных проектов СРП действительны и в этом случае.
Возня вокруг месторождений в Баренцевом море активизировалась с передачей лицензий на них из "Росшельфа" в "Севморнефтегаз", дочернюю компанию "Газпрома" и "Роснефти", причем забойщиком выступает последняя. Это и неудивительно, ведь она уже давно связала себя с СРП и постоянно вместе с операторами сахалинских проектов Exxon и Shell выступает в защиту этого режима. Особых достижений в отстаивании государственных интересов на этой ниве "Роснефть" не снискала, но тем не менее энтузиазм у его руководства не убывает. "Роснефть" также запугивает правительство наличием высоких рисков при разработке того же Приразломного, хотя хорошо известно, что проектный дебит нефтяных скважин составляет от 700 до 900 тонн в сутки в период эффективной разработки месторождения (первые 10 лет).
Российские участники североморских проектов, в общем-то, не скрывают, что привлекут иностранных партнеров, которые и будут осуществлять, по крайней мере на начальном этапе, финансирование и их доли. То есть участие российских компаний в проектах будет чисто номинальным, как "Роснефти" в "Сахалине-1". В разработке Штокмановского месторождения предполагается участие французской компании TotalFinaElf, американской Conoco, норвежской Norsk Hydro и финского концерна Fortum. Опять закупки труб, компрессорных станций, подержанных платформ и завода сжиженного газа на Западе. То есть сахалинская история и история "Голубого потока" повторяются - основная масса подрядов и прибыли от эксплуатации уйдет за рубеж.
Поскольку ситуация с наличием углеводородного сырья в стране далека от критической, правительству скорее всего следует воздержаться от заключения новых соглашений на условиях раздела продукции как на суше, так и на шельфе. Сейчас необходимо спокойно навести порядок в недропользовании - вопрос о принятии нового закона "О недрах" не снят с повестки дня ни в администрации президента, ни в правительстве. По информации из Госдумы, в настоящее время Счетная палата интересуется историей прохождения и обоснования законов по всем проектам СРП. Именно поэтому не стоит форсировать принятие каких-либо скоропалительных решений как правительству, так и Думе.