Николай Бордюжа: 'Нужна координация усилий всех стран на постсоветском пространстве'.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
- Против кого мы на сей раз дружим, Николай Николаевич, или, если говорить серьезно, каковы главные цели преобразования аморфного прежде Договора о коллективной безопасности в серьезный военно-политический блок?
- Я сразу хотел бы подчеркнуть, что ОДКБ - это сугубо оборонительный союз. А дружим мы, как вы выразились, против угроз, которые сейчас существуют как для России, так и для других стран, образовавшихся на постсоветском пространстве, прежде всего входящих в состав ОДКБ. Главные из этих угроз - терроризм, наркотики и оргпреступность, включая торговлю живым товаром.
Я убежден, что в наши дни ни одно государство, каким бы сильным оно ни было, не может обеспечить свою безопасность в одиночку. Это очень убедительно показали и трагические события 11 сентября 2001 года в США.
Система международной безопасности, сформированная после Второй мировой войны, сегодня явно дает сбои. Развитие глобализационных процессов, события последних лет реально изменили расстановку сил на планете. В мире появились новые сильные "игроки", иной характер приобрели угрозы и вызовы - все это заставляет глав государств искать надежных партнеров и союзников для выработки совместных действий по обеспечению коллективной безопасности в том или ином регионе.
- Ускорила ли недавняя война в Ираке переоформление ДКБ?
- В Душанбе прежде всего были официально оформлены идеи прошлогодней сессии ДКБ, хотя иракские события, я думаю, волей-неволей заставили многих политических лидеров задуматься над безопасностью своих государств. Какие структуры могут сегодня реально влиять на ее обеспечение? Что будет происходить со странами, которые не смогут себя защитить и не имеют союзников, способных поднять голос в их защиту, да и не только голос?..
- После саммита в Душанбе многие западные эксперты пришли к выводу, что лидеры пяти меньших стран, вошедших наряду с Россией в состав ОДКБ, пытаются таким способом найти в Москве потенциальную защитницу от возможных внешних зачисток, подобных иракской. Ведь политические режимы в некоторых, ныне союзных России государствах тоже, по мнению Вашингтона, выглядят весьма проблематично с точки зрения демократии и прав человека.
- Я думаю, что страны - члены ОДКБ, в том числе и Россия, ищут друг у друга определенную помощь в противодействии существующим угрозам. Ведь россияне вряд ли способны решить проблему распространения наркотиков без участия, например, Таджикистана, через территорию которого проходят пути их доставки. А как рассматривать вопрос о незаконной миграции без участия Белоруссии? И подобных примеров можно привести множество.
- На территории СНГ сейчас существуют два, пока не противостоящих друг другу, но все-таки альтернативных, нацеленных на разные задачи и разные мировые центры военно-политических альянса - ОДКБ и ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). Для участников второго весь "свет в окошке" - это США. Каковы перспективы их сосуществования и возможного взаимодействия? Не входит ли в ваши планы переманить в будущем какие-либо страны из второго блока в ОДКБ?
- Думаю, что создание альтернативных группировок зависит от политических вкусов, пристрастий, возможно - от неких исторических реминисценций. Я уверен в одном: мы сможем решить проблемы на постсоветском пространстве только путем координации усилий всех расположенных здесь стран. Я выступаю за поддержание отношений со всеми государствами, но также и за то, чтобы эти отношения были ясными. Если лидеры государства понимают, желают и предпринимают конкретные шаги по координации коллективных усилий, тогда ясна ситуация и очевидна направленность действий.
Если бы ДКБ с самого своего возникновения в 1992 году стал работающей и объединяющей все постсоветские страны организацией, то, я уверен, очень многие из ныне волнующих всех нас в этом геополитическом пространстве проблем уже были бы минимизированы. Но для этого нужна была именно политическая воля со стороны руководителей государств. Фактически же все 90-е годы были потрачены на напряженную, часто в одиночку, работу по одним и тем же проблемам безопасности.
Что касается расширения состава ОДКБ, то мы открыты для всех желающих пополнить наши ряды или (для начала) вести с нами диалог о взаимном решении схожих задач - как со странами СНГ, так и с другими государствами. Надеемся установить по своей линии необходимые контакты и с теми организациями, которые занимаются обеспечением безопасности в конкретных регионах мира.
- Не знаю, найдется ли где-либо еще в мире такой пример, когда на территории страны, входящей в некий военно-политический блок, расположена военная база страны, представляющей совершенно иную военно-политическую структуру... Я имею в виду присутствие американского подразделения в Киргизии, где теперь срочно расширяет свое военное присутствие и Россия.
- Я не вижу в этом никакой трагедии. У России существуют хорошие партнерские отношения с НАТО и с США. Киргизская база США создана под вполне конкретные задачи, до сих пор еще не решенные. Вы же знаете, что в Афганистане сейчас разворачивается фактически новый этап гражданской войны. И наше сотрудничество с американцами в регионе Центральной Азии отнюдь не закончено, там работы хватит для всех и, наверное, надолго - и в борьбе с терроризмом, и с наркоугрозой.
- Все ли участники душанбинского саммита однозначно подошли к созданию ОДКБ? Не было давления или сопротивления по каким-либо вопросам со стороны некоторых из президентов? Я спрашиваю это потому, что уж больно хмурые лица были у всех шести лидеров в те моменты, когда их показывали по телевидению.
- Я объяснил бы эту хмурость лиц прежде всего озабоченностью действительно чрезвычайно сложными проблемами, которые стоят сейчас перед нашими странами и которые обсуждались в Душанбе. Но как человек, участвовавший в организации саммита и присутствовавший на нем, я могу ответственно заявить, что у всех шести президентов и их соратников есть политическая воля, есть глубокий настрой на то, чтобы добиться полнокровного функционирования ОДКБ. Это проявилось, кроме прочего, и в создании важных межгосударственных органов, благодаря которым новая организация сможет реально работать и приносить серьезные результаты.
- Большую часть расходов по функционированию ОДКБ прямо или косвенно берет на себя Россия?
- Да, Россия берет на себя в финансовом плане 50% проплат, ведь у нее экономический потенциал значительно выше, чем у партнеров. За безопасность надо платить.
- Какова система функционирования ОДКБ и ее структура?
- Высший орган организации - Совет коллективной безопасности, в который входят президенты шести государств. Сессии Совета будут происходить один раз в год, если, конечно, политическая или военная ситуация не потребует чрезвычайных решений. На сегодня для нас первостепенная задача - создать механизм согласования политических позиций наших государств по тем или иным явлениям в международной жизни. Как пример назову события в Ираке.
Совет министров иностранных дел ОДКБ будет заниматься политическими вопросами, рассматривать международную ситуацию. В плановом режиме министры будут собираться два раза в год. Кроме того, созданы Совет министров обороны, Комитет секретарей Советов безопасности и Постоянный совет, который объединит полномочных представителей государств, работающих при ОДКБ на постоянной основе. И еще создан секретариат - высший координирующий орган во главе с генсеком, назначаемым на три года.
Принято также решение о создании объединенного штаба этой организации, который будет заниматься оперативным руководством силами быстрого реагирования (СБР), уже существующими, например, на территории Киргизии. В ближайшем будущем будут созданы региональные командования СБР: на западном направлении - в Белоруссии, на кавказском направлении - в Армении и на центральноазиатском направлении - пока только в Казахстане.
Какие военные структуры в будущем будут созданы на основе СБР - я сказать вам пока не могу: данный вопрос находится в стадии наработки. Определенные группировки в состав общих сил от каждой страны уже выделены. Каждая из них будет находиться в двойном подчинении - и соответствующего Министерства обороны, и военного руководства ОДКБ.
Объединенным штабом ОДКБ будет руководить начальник генштаба вооруженных сил той страны, которая в данный момент председательствует в организации. Сейчас это Таджикистан. Но первый заместитель начальника Объединенного штаба ОДКБ, на которого возлагается вся оперативная деятельность, будет назначен от России.
- Какие обязанности у вас как у генсека ОДКБ?
- Генеральный секретарь - это высшее административное должностное лицо организации. Он призван координировать работу структур всех шести стран по решению задач, поставленных Советом безопасности, а также по наработке тех предложений для глав государств, которые необходимо принять для совершенствования интеграции в сфере безопасности.
В СМИ наш договор связывают прежде всего с его военной составляющей. Но главное, на мой взгляд, - создать такие условия, при которых не было бы необходимости каким-либо образом применять вооруженные силы.
Мало говорить только о сфере военной безопасности. Ведь существуют и иные ее разновидности, например экологическая. А возьмите нынешнюю ситуацию с масштабным распространением вируса атипичной пневмонии. Ведь вполне возможно и даже необходимо взаимодействие членов ОДКБ для борьбы с распространением эпидемии в зоне действия договора. К вопросам политической безопасности относится и борьба с оргпреступностью, незаконной миграцией, наркоугрозой. В будущем я вижу проведение совместных комплексных операций в масштабе стран ОДКБ по самым острым проблемам, влияющим на нашу повседневную жизнь. И здесь необходимо взаимодействие практически всех наших силовых министерств и ведомств, не только оборонных или МИДов.
- Кто ваш непосредственный руководитель в системе ОДКБ?
- Поскольку сейчас главой организации является президент Таджикистана Эмомали Шарипович Рахмонов, то он для меня сегодня и есть та самая первая инстанция, куда я должен обращаться за решением всех вопросов. После того как президент Таджикистана даст свою оценку ситуации, я должен общаться для выработки конкретных решений с другими органами ОДКБ и отдельных стран.
Политических, военных и дипломатических структур, с которыми я должен работать в постоянном контакте, очень много. С одной стороны, это помогает в работе, но с другой - обилие инстанций может на неопределенное время затягивать решение проблем, даже весьма срочных. Значит, необходимо вырабатывать механизмы оперативного решения всех вопросов.