0
894
Газета Идеи и люди Интернет-версия

08.04.2003 00:00:00

Реформа электроэнергетики начинается

Тэги: одинцов, энергетика, реформа, сф


- Михаил Викторович, почему работа над законопроектами шла так долго?

- Потому, что речь идет о вопросе чрезвычайной важности и сложности. От надежности снабжения электроэнергией зависит все - безопасность государства, функционирование всех без исключения производств, качество жизни, а иногда и сама жизнь каждого. Понятно, что любые изменения в этой сфере нужно проводить максимально осторожно и продуманно и прежде чем резать - отмерять не семь, а семьдесят семь раз. Именно с таких позиций и подошли к реформе электроэнергетики парламентарии.

Работа над законопроектами, внесенными правительством, началась в мае 2002 года, причем с самого начала в ней наряду с депутатами Госдумы участвовали члены Совета Федерации. В частности - коллеги из нашей комиссии. К концу июня мы пришли к выводу о невозможности принимать законы в том виде, в каком они были внесены, - слишком много вопросов оставляли они без ответа. В результате рассмотрение их отложили, и все лето трехсторонняя комиссия правительства, Госдумы и Совета Федерации сидела над каждой строчкой и буквой. Осенью законопроекты были приняты концептуально - в первом чтении, и началась работа над уточнением и доработкой текстов. Поступило 1880 поправок, и депутаты, члены Совета Федерации и представители правительства заседали три недели без суббот и воскресений, рассматривая каждую из них.

В начале этого пути в наших дискуссиях доминировали политические эмоции. Сторонники разных подходов обвиняли друг друга чуть ли не в злонамеренном погублении Отечества. Кстати, это очень замедляло и затрудняло работу. Но чем глубже мы погружались в поиск развязок сложнейших проблем отрасли, тем более деловой и менее политизированной становилась дискуссия. В результате родились тексты законопроектов, которые в целом устраивают всех и, главное, минимизируют риски реформирования этой ключевой отрасли.

- А зачем вообще понадобилось реформирование? Ведь еще относительно недавно проблем со снабжением электроэнергией у нас вроде не было и электричество поставлялось чуть ли не даром?

- Эта дешевизна нам очень дорого обходилась. В течение ряда десятилетий она обеспечивалась даровым трудом заключенных на строительстве электростанций. Потом - энтузиазмом молодежи. Электроэнергия поставлялась ниже себестоимости, что, с одной стороны, означало необходимость директивного дофинансирования отрасли за счет других отраслей, а с другой - оборачивалось всеобщим пренебрежением к энергосбережению, к элементарной экономии электроэнергии. Сегодня у нас нет ни даровых трудовых ресурсов, ни возможности директивного финансирования отрасли. Развиваться она сможет, только если станет привлекательной для инвестиций, то есть рентабельной, приносящей прибыль.

В свою очередь, технический прогресс, внедрение энергосбережения возможны только в конкурентной среде. Пока же старение и выбытие мощностей в электроэнергетике происходит в разы быстрее, чем строительство и внедрение новых, а по уровню энергосбережения при производстве и транспортировке электроэнергии мы далеко отстаем от передовых стран. Поэтому реформа отрасли необходима - чтобы с помощью рыночных рычагов привлечь инвестиции, на базе новейших технологий обновить основные фонды и таким образом исключить возникновение ситуации, когда дефицит электроэнергии станет тормозом экономического развития, модернизации страны.

Осуществляться реформа должна без утраты контролирующих функций и возможностей государства, без резких и социально неприемлемых последствий для потребителей электроэнергии - это прежде всего относится к сфере национальной безопасности и качеству жизни населения. Поиск конкретных законодательных решений, соответствующих этим критериям, и составил основную часть огромной работы, о которой я говорил. И нужно сказать, что, начавшись как иллюстрация конфликтности и несогласованности между правительством и парламентом, эта работа в конце концов превратилась в пример того, что при желании исполнительная власть, Дума и Совет Федерации могут взаимодействовать эффективно и согласованно. Это признали практически все участники процесса, в том числе и те, кто в начале пути относился к самым непримиримым.

Что касается Совета Федерации, то мы увидели, что, своевременно включаясь в работу над законопроектами и повседневно участвуя в ней, можем определяющим образом влиять на весь ход законотворческого процесса. По нашим подсчетам, около 80% поправок, внесенных членами Совета Федерации, и в частности членами нашей комиссии, в конечном итоге оказались учтены и закреплены в принятых законах. В конце концов не важно, за кем они числятся. Главное - чтобы они доказали свою разумность.

- О каких поправках идет речь?

- Их было много, но в основном мы преследовали несколько целей. Во-первых, стремились провести и провели поправки, защищающие интересы граждан. К их числу относится прежде всего запрет так называемых веерных отключений от электроснабжения. Речь идет о нередких, к сожалению, случаях, когда, скажем, какой-то завод не платит за поставляемую ему электроэнергию. А к этому заводу подключен и поселок со всеми своими социальными объектами, причем жители и муниципальные органы добросовестно переводят деньги предприятию. Но при отключении за неплатежи завода отключаются и они. После вступления закона в силу такого быть не должно. Правда, электроэнергетикам придется истратить немало денег (оценочно - до 100 миллионов долларов), чтобы обеспечить техническую возможность не наказывать без вины виноватых.

Во-вторых, наши поправки были направлены на обеспечение постепенного, поэтапного, "нешокового" вступления в свободное ценообразование на электроэнергетическом рынке. Из закона исчезла жесткая дата - 1 июля 2005 года - как день завершения переходного периода. Установлено, что переход к свободным ценам будет происходить по мере готовности нормативной и технической базы, причем каждые полгода парламент сможет приглашать правительство к отчету о том, как идет эта подготовка, и при необходимости вносить коррективы в принятые законы.

В-третьих, наши поправки были направлены на сохранение позиций государства в организациях по управлению единой энергосистемой. Неуменьшаемая доля РФ в уставном капитале Федеральной сетевой компании и системного оператора установлена на сегодняшнем уровне - 52%. Решено также, что реорганизация в РАО "ЕЭС" будет осуществляться простым большинством голосов, а не тремя четвертями, как в иных акционерных обществах, то есть государство сможет провести любое решение, не боясь, что оно будет заблокировано миноритарными акционерами.

В-четвертых, прошли наши поправки, расширяющие права регионов в сфере регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.

В-пятых, принятые законы закрепляют норму, которую давно ждали все субъекты хозяйственной деятельности и все регионы: тарифы на электроэнергию или их предельные уровни будут устанавливаться один раз в год без возможности пересмотра до истечения этого срока. Это создаст возможность планирования затрат и рентабельности на производстве, бюджетного планирования на уровне регионов и муниципалитетов без риска оказаться перед необходимостью пересматривать все плановые наметки.

- Законы приняты. Что предстоит сделать теперь, чтобы они начали работать?

- Во-первых, правительству предстоит принять множество подзаконных актов. Во-вторых, не исключена частичная корректировка некоторых положений принятых законов. Каждые шесть месяцев мы можем заслушивать отчеты правительства о ходе реформы.

Кроме того, в рамках работы трехсторонней рабочей группы с участием представителей Совета Федерации, Государственной Думы, правительства Российской Федерации над пакетом федеральных законов о реформировании электроэнергетики были достигнуты договоренности о подготовке отдельного проекта федерального закона "О теплоснабжении" и внесении его в Государственную Думу до конца 2002 года. Однако, к сожалению, правительство РФ так и не внесло этот законопроект в Государственную Думу.

За прошедший период членами Совета Федерации были подготовлены предложения к концепции проекта федерального закона "О теплоснабжении", которые были рассмотрены и поддержаны на заседании комиссии Совета Федерации по естественным монополиям 25 марта нынешнего года.

По мнению членов нашей комиссии, закон "О теплоснабжении" должен определить общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в теплоснабжении, в том числе вопросы инновационной (технической) политики, схему изменений организационных структур управления теплоснабжением населенных пунктов в связи с изменением отношений собственности в российском теплоснабжении, и так далее. Учитывая многообразие условий в различных регионах страны, закон не должен закреплять один тип организационной структуры управления теплоснабжением на местном уровне. Вопросы теплоснабжения - отдельная тема для большого разговора.

А в недалеком будущем необходимы преобразования в смежных отраслях, например, в газовой: ведь большая часть электрической и тепловой энергии вырабатывается на основе сжигания природного газа. Поэтому цены и тарифы в газовой отрасли, создание в ней рынка и конкурентной среды, доступ независимых производителей газа к инфраструктуре транспортировки неразрывно связаны с проблемами электроэнергетики. Эти вопросы также находятся в поле зрения нашей комиссии. В мае мы проведем на эту тему парламентские слушания.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2008
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1281
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
948
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1252

Другие новости