0
754
Газета Идеи и люди Интернет-версия

21.02.2003 00:00:00

Здесь равны и Петров из Урюпинска, и олигарх Потанин

Тэги: рспп, титов


- Борис Юрьевич, почему комиссия по этике в РСПП появилась именно сейчас, гораздо позднее многих иных? Лишь теперь пришло ее время?

- Думаю, что в целом развитие нашего экономического сообщества подошло к такому моменту, когда создание подобной комиссии стало действительно необходимым для всех. По существу, это является началом создания механизма для альтернативного разрешения споров между бизнес-субъектами. Для нас этот опыт в новинку, но во всем цивилизованном мире подобные системы существуют немало лет. Ни одно нормальное бизнес-сообщество без альтернативного суда или судебного разбирательства существовать не может.

Естественно, что, создавая свою комиссию, мы внимательно изучили опыт ведущих западных стран и попутно наладили тесные отношения с одной из крупнейших организаций подобного типа - американской CPR. Именно она создала систему, по которой разрешались споры между страховыми компаниями и их клиентами по делам, вызванным событиями 11 сентября 2001 года. В результате абсолютное большинство из них не дошло до судов. Такую вот систему мы и хотим создать в рамках своей комиссии.

Бизнесмены в западных странах начинали в основном с этических судов. И на Западе-то не всегда должным образом развита законодательная система, а уж в нашей ситуации, когда можно на законных основаниях иметь два совета директоров, два реестра или двух генеральных директоров, мы тем более не можем рассчитывать на полную объективность судебных решений. Поэтому мы и начинаем с этических норм.

Для урегулирования споров внутри бизнес-сообщества у нас создан целый механизм - 43 арбитра.

- По какому принципу отбирались арбитры?

- Это люди с большим жизненным опытом, представляющие в первую очередь корпоративные бизнес-структуры, но также и ученые, юристы, госслужащие. Они имеют большой опыт работы с корпоративными структурами, способны принимать оперативные и одновременно взвешенные решения. Созданный механизм, на мой взгляд, обеспечивает независимость разбирательства. Специальная система выборов этих арбитров позволяет нам быть уверенными, что их решения будут взвешенными и объективными.

- Вы могли бы назвать кого-то из тех, кто вошел в состав вашей комиссии по этике?

- Эти списки мы даже опубликовали в СМИ на правах рекламы. Если смотреть по алфавиту, то первым в списке стоит Сергей Абрамов, представитель администрации президента. Последним - Анатолий Чубайс. Есть здесь представители крупных бизнес-структур, отставные военные и политики, руководители вузов. Столь солидный состав позволяет быть уверенным, что обращения тех предпринимателей, которые пострадали в результате неэтичных действий со стороны конкурентов или даже государственных органов, будут рассмотрены самым тщательнейшим и объективным образом.

- Вы уже получили первые обращения такого рода?

- Сейчас на предварительной стадии находится несколько заявлений. Работа с ними ведется по определенному регламенту.

- Можете привести конкретные примеры несправедливых действий в отношении каких-либо фирм, в том числе зарубежных?

- Например, недавно пострадала от таких действий одна крупная норвежская фирма, работающая в области химии.

- Кто ущемлял ее интересы?

- Скажем так, российская сторона. Но в основном государственные органы действуют не сами по себе, а стимулируются какой-либо конкурентной корпоративной структурой.

Наша комиссия будет действовать на базе тех норм, которые мы сформулировали в хартии корпоративной этики. Я бы упомянул лишь некоторые из них. Например: нельзя обращаться в правоохранительные органы с предложением предпринять какие-либо действия против своих конкурентов. Нельзя будировать социальные вопросы. Нельзя использовать черный пиар. Нельзя публиковать непроверенную информацию. И один из самых важных моментов - в своих действиях каждый бизнесмен должен опираться в первую очередь на дух закона.

Это очень важный момент, который мы ввели в положения хартии. Мы берем для рассмотрения те дела, которые уже побывали в суде, которые там еще не были и которые побывали в различных судах десятки раз. Частично мы абстрагируемся от чисто юридической казуистики. Каждый арбитр должен встать над ситуацией и посмотреть в целом - кто же прав и кто нарушает корпоративную этику, кто притягивает законы, как говорится, "за уши", а кто поступает, исходя из реального положения дел. Необходимо также добавить, что наш суд носит общественный характер, и его решения не несут юридических последствий.

- На чем основана ваша уверенность, что решения такого суда будут выполняться обеими спорящими сторонами?

- Судите сами: в РСПП на сегодня состоит 320 тысяч членов. Поскольку представляемые ими фирмы и предприятия создают более 80% ВВП России, то мнение этой организации, я думаю, не будет игнорироваться отдельными членами бизнес-сообщества, они просто вынуждены будут выполнять требования этого суда и поступать в соответствии с нормами корпоративной этики.

- Вы наверняка предусмотрели и некие санкции за непослушание?

- Естественно. Среди них, например, - исключение из членов РСПП, внесение в своеобразный черный список среди корпоративных партнеров. Кроме того, это может быть и просто высказывание нашего мнения по проступкам отдельных компаний.

Наш механизм начинает работать, и мы считаем, что он может принести очень большую пользу, в частности, для иностранных компаний. Если российским компаниям сложно найти правду во многих инвестиционных проектах, в конкурентной борьбе, то для иностранных компаний это в 10 раз сложнее. В течение последних лет по отношению к ним было допущено великое множество нарушений законности или этики, поэтому многие компании вынужденно свернули свой бизнес в России. Может быть, работа нашей комиссии приведет к тому, что иные из них передумают и вернутся.

Деятельность комиссии мы предполагаем сделать максимально объективной и прозрачной. Мы не собираемся говорить о стратегии развития отношений между отдельными компаниями, входящими в российский бизнес, но разбираем конфликтные ситуации между отдельными корпоративными структурами и между корпоративными структурами и государством.

- Как скажется на вашей деятельности, если за кем-то из "жалобщиков" или "обидчиков" будет стоять государство?

- Для нас это не будет иметь никакого значения. Мы организация бизнес-сообщества. Конечно, государственные органы стремятся, по возможности, повлиять на все, ведь они строят стратегию развития страны. Тем не менее бизнес-сообщество во многих своих решениях остается независимым. Поэтому так важна мощь РСПП. Кроме того, наши интересы во многом совпадают с интересами страны, по крайней мере должны совпадать. И мы пишем это в хартии корпоративной этики.

- При рассмотрении дел вашей комиссией в равном положении будут, допустим, и предприниматель Василий Петров из Урюпинска, и Владимир Потанин?

- Сама система выбора арбитров должна у нас способствовать тому, чтобы их решения были объективными, независимо от политической или какой-либо иной конъюнктуры. Каждая из спорящих сторон выбирает себе по одному арбитру. Тот, в свою очередь, заявляет, что он никоим образом не зависит от стороны, которая его выбрала. Потом эти арбитры, представляющие каждую из сторон, выбирают третьего, который уже объективно ни от кого не зависим. Этот третий считается председателем данной мини-комиссии, решения в которой принимаются большинством голосов.

- Как долго может длиться разбор дела?

- Мы не ставим ни перед собой, ни перед участниками разбирательства никаких конкретных сроков. Нам не надо вдаваться в судебную казуистику, у нас суд общественный. Судья у нас должен исходить из общего понимания ситуации. Мы высказываем мнение общественной организации. Поэтому мы считаем, что наши суды будут работать значительно быстрее.

- А что вы будете делать, если решения вашей комиссии будут опровергнуты в судебной инстанции?

- Но мы в данном случае высказываем мнение общественной организации, и пусть тот предприниматель, который нами осужден, сам ориентируется в дальнейшей ситуации.

В целом наш суд настроен в первую очередь на поиск компромисса. В самом регламенте у нас заложены механизмы для этого. Дается, например, и право избирать одного арбитра, который работает как медиатор, посредник. Он пытается найти компромиссное решение. И если оно не находится, то дальше разбирательство идет уже через суд трех арбитров. И они уже не ищут компромисса, а высказывают свои мнения.

- Как при разбирательстве дела у вас будет соблюдаться конфиденциальность?

- С точки зрения конфиденциальности у нас тоже установлен регламент. Мы будем информировать о получении дела всех, кого это касается, а также средства массовой информации. Но как только выбран арбитр и начался процесс судебного разбирательства - вся информация сразу становится конфиденциальной, а та, что после этого появляется в прессе, считается незаконно обнародованной. Мы считаем это нарушением корпоративной этики. Но по решении суда - информация абсолютно открытая.

- Если тот, на кого поступила жалоба, согласился в ходе разбирательства с требованиями противоположной стороны, вы все равно проинформируете о суде общественность?

- А это уже будет зависеть от решения арбитров.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2078
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1331
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
992
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1301

Другие новости