Борис Немцов не возражает, если единым кандидатом в президенты от демократов станет Григорий Явлинский.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
- Борис Ефимович, на днях заместитель руководителя фракции "ЯБЛОКО" Сергей Иваненко открыто заявил, что его партия не намерена объединяться с "Союзом правых сил". Демократическое совещание, на котором планировалось расставить все точки над "i", отложено на февраль. Может быть, уже пора поставить крест на априори безрезультатных переговорах?
- "Союз правых сил" твердо и последовательно выступает за создание широкой демократической коалиции. Со стороны может показаться, что это невозможно - разные люди, разные подходы, конфликты. Но это все наносное, важнее результат, который мы можем получить. Если коалиция состоится, то в стране будет мощная сила, с которой власть вынуждена будет считаться. А это значит, что гораздо быстрее удастся решить наболевшие проблемы: покончить с варварской дедовщиной в армии, прекратить грабеж регионов, в результате которого замерзает страна, защитить свободную прессу, права наших сограждан за пределами России, в первую очередь в постсоветских странах, таких, как Туркмения, Казахстан. Наконец, возможно будет начать процесс политического урегулирования в Чечне, где погибли уже более четырех тысяч наших солдат и офицеров. Так что игра стоит свеч.
И если даже исходить исключительно из прагматичных соображений, то коалиция - это более устойчивая позиция и для нас, и для Явлинского. Обе партии сегодня балансируют на грани прохождения в Госдуму. Вот почему сопредседатели СПС Анатолий Чубайс, Егор Гайдар, Ирина Хакамада и я консолидировано выступают за создание коалиции. Вопрос стоит ребром: либо мы объединяемся, чтобы действительно влиять на происходящее в стране, либо становимся "младшими братьями" при власти. Когда нужно - "лижем" ее (а нужно ей это всегда), когда нужно - молчим.
- В последнее время вы усилили критику в адрес Григория Явлинского. Параллельно вы ведете переговоры и упрекаете его в нежелании объединяться. Такое поведение выглядит странным.
- Почему вы не хотите взглянуть глубже? По сути, речь идет о жизни или смерти демократического движения в стране. Когда есть исторический шанс объединиться, упустить его было бы просто преступлением. Не скрою, мы способны вести переговоры до определенного предела. И ответ "нет" со стороны "ЯБЛОКА" для нас тоже ответ. Жизнь на этом не закончится, мы будем бороться, и верю, что победим. Слава богу, мы еще ни разу не проигрывали. К сожалению, "ЯБЛОКО", которое всегда выглядело партией "белой и пушистой" - неподкупной, независимой, компромиссной, - выбирает сегодня иную дорогу - "лечь под власть". На мой взгляд, это очень серьезная ошибка Григория Алексеевича. Партия власти по определению обязана себя вести по-холуйски, но с партии, которая всегда занимала самостоятельную линию, спрос другой. В стране осталось две самостоятельные партии - КПРФ и СПС, а остальные все живут по указке Кремля. В результате "ЯБЛОКО" уже не может конструктивно, без оглядки на начальников обсуждать важные для страны вопросы. К примеру, когда они берутся за коммунальную реформу, то предлагают "черепковщину" в чистом виде. Фраза "тарифы снизить, от налогов освободить" действительно красиво звучит с телеэкранов. Но образованных, интеллигентных людей такими дешевыми, популистскими идеями не обмануть. Все видели, как Виктор Черепков однажды уже реализовал "яблочную" программу в Приморье. Владивосток оказался полностью утоплен в отходах канализации, в квартирах висели сосульки.
Да, у нас с "ЯБЛОКОМ" есть различные позиции по ряду вопросов. К примеру, реформа РАО "ЕЭС". Но это не смертельные разногласия. В конце концов необязательно окончательно сливаться, пусть на выборы в Думу пойдет блок партий, которые затем разделятся на разные фракции. Но, увы, наши партнеры предпочитают другой путь. Представьте себе, что будет, если начальство однажды встанет не с той ноги и передумает показывать Явлинского по телевизору. Партия не может зависеть от одной кнопки, даже самого большого начальника.
- Одним из ваших предложений является выдвижение в качестве единого кандидата в президенты Григория Явлинского...
- Ничего не имею против. Но этот вопрос должен быть решен на Конгрессе демократических сил, где будут обсуждаться разные кандидатуры. Конечно, в 2004 году соперничать с Путиным будет довольно трудно. Но наша задача в том, чтобы с нами считались. Пока же в стране фактически складывается двухпартийная система - коммунисты и партия бюрократии "Единая Россия". Коммунисты тянут страну назад, а партию российской бюрократии все устраивает, она против перемен. Но без правых страна не может двигаться вперед.
- Одним из условий объединения называют необходимость исключения Анатолия Чубайса из партии.
- Мы с Анатолием Чубайсом давно договорились о распределении обязанностей. Девяносто пять процентов времени, энергии и сил он посвящает энергосистеме. Мы с Ириной Хакамадой отвечаем за партию. Возможно, руководствуясь дешевой конъюнктурой, было бы очень красиво сказать, что мы исключаем Анатолия Чубайса из партии. Но это же предательство! Кстати, коммунальная катастрофа в стране показала, что не "во всем виноват Чубайс". Напротив, в условиях разваливающейся системы одна жизненно важная структура - РАО "ЕЭС" - работает нормально. Люди в замерзающих квартирах идут и покупают калориферы. Это значит, что, если Чубайса даже не любят, ему по крайней мере доверяют.
- В СПС президента сейчас критикует только один лидер партии Борис Немцов. Что, ваши соратники накануне выборов "сдрейфили"?
- Нет смысла персонифицировать свое отношение к власти. Мы с уважением относимся к выбору народа. Народ избрал Путина. Но логика "добрый царь и злые бояре" лживая. Бояре ровно такие же, каков и царь. Лишний раз убедился в этой аксиоме, посмотрев на днях по Первому каналу интересную передачу, посвященную кризису в коммунальной сфере. Государственные мужи обсуждали, почему замерзло полстраны. На самом рейтинговом канале народу в течение часа морочили голову. Виноватым в итоге, как всегда, оказался пьяный истопник.
На самом деле, какой спрос со "стрелочника", когда отрасль недофинансируется в течение пятнадцати лет. Что такое финансирование коммунального хозяйства? Это огромные деньги - шестьсот миллиардов рублей. Триста миллиардов платит народ, а триста должен платить бюджет. Народ платит исправно, хотя скрипит, злится и ходит на митинги. А бюджет не платит, причем бюджет и муниципальный, и региональный, и федеральный. Почему он не платит? Потому что в России - вертикаль власти. Кремль отнял деньги у губернаторов, губернаторы - у мэра, а мэр отбирает деньги у народа - повышает тарифы. Проще говоря, виноваты все три уровня власти. У СПС есть детально проработанный план. Тарифы должны расти в соответствии с доходами населения. Нет "шоковой терапии". Надо прекратить грабить местные бюджеты, сократить воровство в сфере ЖКХ, создать здесь конкурентную среду, передав теплотрассы и котельные в концессии. Ввести господдержку компаний, которые внедряют энергосберегающие технологии. Не допускать всевластие монополий, проводить аудит тарифов. Прекратить дотировать монополии и оказывать поддержку людям.
- Какими причинами - политическими или экономическими - вызваны перестановки на НТВ?
- Борис Йордан создал лояльное власти независимое телевидение. Власти же нужно лояльное и холуйское телевидение. В стране нарастает комок проблем, в Чечне взрывают дома, миллионы людей мерзнут в квартирах, регионы вконец обнищали. Но телевизионная картинка должна быть радостной. Как ее обеспечить? Либо наводить в стране порядок, либо убрать Йордана. Легче, разумеется, сделать последнее. Ведь наша власть - она в "ящике". И вся ее судьба, вся ее прелесть и доверие к ней определяются тем, какой она предстанет на экране. Порой мне кажется, что в Кремле сидит "коллективный Дэвид Копперфильд". "Реальность - ничто, виртуальность - все" - этот лозунг иллюзионистов взят на вооружение кремлевскими политтехнологами. Остался один частный канал - ТВС. И если его рейтинг будет расти, то его начнут "глушить" по полной программе. Дальше возьмутся за газеты, за радиостанции. Все как у Лукашенко. И ведь уже не президент Путин дает указания, все катится само собой. Неужели наша страна больше готова к рабству, чем к свободе?!