За вредные привычки будущим мамам придется отвечать перед собственым потомством.
Фото PhotoXPress.ru
Посттравматический синдром (ПТС) характеризуется помимо всего прочего развитием повышенной степени беспокойства. Сотрудники Лестерского университета в Англии совместно со своими коллегами из Института науки и технологии в японском г. Нара и краковского Института фармакологии решили посмотреть, каковы ответы нервных клеток одной из структур мозга – миндалины, лежащей в глубине височной доли, на пережитые страхи. Свое внимание они сконцентрировали на интерфейсе клетки – внеклеточном матриксе. Последний не просто механически поддерживает нейрон, но и активно взаимодействует с ним. Одну из главных ролей в этом взаимодействии играет фермент нейропсин.
Расщепление белков матрикса, в котором участвует нейропсин, крайне необходимо для пластичности нервных клеток. Считается, что подобного рода пластичность лежит в основе здоровых переживаний по поводу разного рода стрессов, развитие которых связано в том числе и с перенесенными психологическими травмами и разного рода моральными ущербами (moral damage), за которые полагается материальное возмещение.
Что же является главной мишенью фермента? Ею оказался так называемый эфрин, который в нервных клетках миндалины помогает белковому рецептору, повышающему их активность. Эта самая чрезмерная активность и вызывает субъективное ощущение обеспокоенности. При выключении ферментного гена нейропсина расщепление эфрина нарушается, в результате чего люди остаются спокойными и невозмутимыми. Ответ на стресс можно восстановить, если ввести непосредственно в миндалины раствор нейропсина. Такие эксперименты уже проведены на лабораторных мышах.
Ученые Института нейробиологии Франкфуртского университета попытались подойти к решению проблемы болезненной обеспокоенности с несколько иной стороны. Они сконцентрировали свое внимание на процессах эмбрионального развития мозга, характерной чертой которого является активная миграция нейробластов, будущих нервных клеток. В этом им активно помогает особый «сахарный» белок – рилин (reelin oт англ. reel – ролик, бобина пленки, шпулька, развертывание).
Указующая и направляющая роль рилина необходима для нормальной миграции клеток и их последующего послойного расположения, характерного для коры. Утеря функции протеина в результате мутации его гена приводит к лиссэнцефалии, при которой кора теряет характерные для нее извилины! Полагают также, что нарушения, связанные с рилином, сказываются в последующем развитии шизофрении и эпилепсии, а также болезни Альцгеймера.
Немецкие ученые доказали, что рилину в осуществлении его функции помогают белки семейства эфринов, которые также необходимы для «ламинирования» слоев корковых нейронов. У мышек с отключенными генами эфрина и рилина отмечаются нарушения в миграции нервных предшественников – как в новой коре, так и височной дольке морского конька (гиппокампе), а также в мозжечке. Оказалось, что именно рилин соединяется с внеклеточной частью молекулы эфринов, в результате чего в будущих нервных клетках включаются соответствующие гены-мишени, отвечающие за дальнейшее развитие.
Таким образом, мы можем видеть, что в основе развития страхов и обеспокоенности, а также посттравматического расстройства могут лежать более глубокие причины, связанные с отклонениями внутриутробного развития. Последнее же может проистекать от унаследованных или обретенных мутаций, но также и от генотоксического воздействия того же никотина и алкоголя, не говоря уже о наркотиках и различных неблагоприятных факторах среды и условий работы будущей матери.
Это особенно актуально в наши дни на фоне сообщений об аварии на атомной станции в Фукусиме и бифенолов в разного рода пластиках, алкогольного отравления наших туристок в Турции и многом-многом другом. Поэтому остается предупредить девушек и женщин, что им рожать, поэтому надо принимать все возможные меры предосторожности для защиты будущих детей┘