Дэвид Зинделл. Сломанный бог. Пер. с англ. - М.: АСТ, 2002, 746 с.
"Все, что не халла, то шайда┘" Не правда ли, одинаково интригующее и логически безупречное начало?
Впрочем, это не совсем начало. "Сломанный бог" - уже второй роман из цикла "Реквием по Homo Sapiens". В первой книге рассказывалось о приключениях пилота, а впоследствии бога Мэллори Рингесса. Во второй по праву наследования статус главного героя перешел к его сыну, Данло ви Соло Рингессу по прозвищу Дикий, о чьем отрочестве и юности и идет речь в книге.
Читателя, уже настроившегося на семейную сагу, ждет разочарование. Не стоит ожидать от книги ни водоворота событий, ни лихих поворотов сюжета. Напротив, действия на единицу литературного пространства-времени приходится совсем немного. Так сюжет начинает свое развитие, уже перевалив за добрую половину книги, что полностью соответствует авторскому замыслу.
Ведь ее содержание и смысл заключаются совсем в другом.
Пилоты, горологи, акашики, цефики, эсхатологи, скраеры и прочие обитатели славного города Невернеса, их потрясающие научные достижения и впечатляющие бытовые подробности служат лишь фоном для парада космологических идей, религиозных течений и философских систем.
Как результат, в романе смешались в кучу понятия и принципы индийского учения ахимсы, первобытной мифологии и современной психологии, а также кибернетики, астрономии и теологии, космологии и еще много другого.
К чему подобная попытка объять необъятное, собрав все подвернувшееся под руки?
Обеспечить количество книг и их солидный объем можно было бы и другими, менее изощренными способами. А вот удовлетворить авторские амбиции никак иначе не получалось.
Ведь автор сделал смелую попытку не только ответить на некогда традиционные для фантастики вопросы, навроде простеньких: "кто мы?" и "куда идем? - но и вписать найденные (получившееся?) ответы в сложную систему мироздания. Не больше и не меньше.
Книга представляет собой в большей степени трактат (сравнение правомерное - прочтите и убедитесь), нежели художественное произведение, а потому и искать в ней художественных достоинств не следует. Задачи перед собой автор ставил совсем другие.
Впрочем, нельзя не отметить, что мир по Зинделлу оказывается внутренне непротиворечивым и, кроме того, довольно увлекательным местом по сравнению с мирами, рожденными сном или разумом многих его собратьев по перу.
Особенно радует, что Зинделл предпочел ограничить свои интеллектуальные притязания сферой научной фантастики. Стоит только представить, что автор не смог воплотить свои мысли в форме романа, и кто знает, не появилось бы у него желание реализовать их как-нибудь по другому. Например, основав новую религию (или на крайний случай секту) наподобие Хаббарда или Кастанеды Хотя и надо же с чего-то начинать - возможно, у него все еще впереди.