Сергей Сибирцев, Юрий Мамлеев и Сергей Шаргунов размышляют о зародышах апокалипсиса...
Фото автора
В скромном закоулке ЦДЛ свершился вынос в читающий мир долгожданных новинок: шаргуновской «Книги без фотографий» и мамлеевского романа «После конца».
Открыл вечер прозаик Сергей Сибирцев – причем почему-то на скорбной ноте. Обвел присутствующих холодным мезозойным взглядом и со значением изрек: «Бывает – стоит кто-нибудь здесь, толкает речь, потом его некоторое время не видишь. Глядь, а уже и мартиролог вывешен!» После столь задушевно-трагической завязки желающих развязывать дальнейший сюжет предстоящей презентации как-то особо не нашлось.
Потому и первый спич был от «самого безоглядного»: мэтра Ея Величества Метафизики и сопредельных областей Юрия Мамлеева. Глава школы российских метафизиков был немногословен, но категоричен. В качестве лейтмотива своего нового романа он выбрал «глобальную антропологическую катастрофу в духе классического традиционализма┘».
На этом фоне особенно интригующе звучали слова о неких «зародышах скорого апокалипсиса», уже сейчас активно проявляющихся.
После столь высокомистического накала Сергею Шаргунову было как-то даже и неловко выступать. Вслед за глобальной, всесокрушающей эсхатологией Мамлеева любая тема покажется преходящей! А тем более когда это всего лишь «определенная мемуаристика, некая цепочка историй, попытки рассказать о себе, но больше – о поколении». А именно так и представил свой новый опус автор. Увы, экзистенциальные самопокапывания страстного юного сердца – на фоне многомудрых эсхатологических провозвестий смотрелись не в самом выгодном свете.
Как всегда, затейливо-нестандартным было выступление Петра Калитина: «Мамлеев нещадно бьет на уровне глубинных смыслов в нынешнюю оскотинившуюся действительность».
Но воистину гвоздем программы стала программная речь Александра Проханова: «Мамлеев скачет по Безднам, выныривает из одной Преисподней – и тут же ныряет в другую. Шаргунов же – весь находится в восторженном поиске. В этом мире он – как веселый и могучий кузнечик: прыгает туда-сюда┘ И когда мы будем лежать, улыбаясь, в этом зале в гробах – его будет ждать блистательное литературное будущее!»
Из отметившихся на презентации можно упомянуть Михаила Попова, Игоря Панина, Данилу Давыдова, Андрея Бычкова, Дмитрия Дарина, Лидию Скрябину┘ Большинство – выступали, часть – подавали реплики с места, остальные – одобрительно кивали┘
После завершения действа метафизически вымотанные, но довольные гости удовлетворенно разбредались.